• Сегодня: Четверг, Сентябрь 20, 2018

 

 
Подготовка   22 мая 2010   

Тест горелок

Тест горелок

Топливные горелки, несмотря на их распространенность, все еще остаются уделом тех, «кто понимает». Например, есть ли изделия, надежно работающие на солярке? А еще лучше – полные универсалы?

Редкий автопутешественник не берет с собой в поездку горелку. Она и работает в любую погоду, и заготовки дров не требует. Только большинство предпочитают модели, работающие на газу: с ними как-то проще. А ведь при этом практически у каждого в багажнике лежит канистра с топливом. И получается, что мы дважды тратим деньги и забиваем лишним грузом (баллонами с газом) полезный объем багажника. Опять же, газовой горелкой затруднительно пользоваться на морозе: газ не желает испаряться – и горелка превращается в бесполезный груз. Другое дело, что не все модели готовы переваривать любое топливо от бензина до солярки, а это неудобно: подбирать горелку под автомобиль – не самый рациональный вариант. Проще найти универсальные изделия.

НИКАКИХ ШМЕЛЕЙ
Изделий, работающих на жидкости – бензине или солярке, – на нашем рынке совсем немного. Перед началом туристическо-походного сезона мы смогли найти горелки только марок Coleman (США), Kovea (Корея) и Primus (Швеция). Отечественных «Шмелей», способных составить реальную конкуренцию иностранцам, практически не выпускается, в продаже их найти сложно, так что их мы рассматривать не стали. Что же готовы нам предложить производители?

Единственная корейская модель, переваривающая жидкое топливо, Kovea Booster+. Но ей по вкусу только бензин – и еще газ, что тоже неплохо.

Шведы выпускают сразу три модели, по их утверждению, полных универсалов: газ, бензин, солярка, керосин, даже спирт… Хотя его вряд ли кто-то будет жечь. Да и керосином последнее время особо не разживешься. А вот бензин и дизтопливо – это интересно. Поскольку возможности «примусов» примерно похожи, то берем лучший по показателям: Primus OmniFuel-3289+.

Американский Coleman тоже выпускает три модели: две вроде как работают только на бензине, а одна, MultiFuel Stove, универсальна. Но мы проверим оба варианта. Из монотопливных возьмем Coleman Unleaded Sportster II, она помощнее.

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ?

Итак, претенденты отобраны. Отличия между ними, кстати, довольно велики. Изделия из США выполнены моноблоком: топливная емкость расположена под горелкой. Такая конструкция, с одной стороны, довольно практична: во время работы бак нагревается, за счет чего давление в баллоне не уменьшается. С другой – давление из-за сильного нагрева может преодолеть критический барьер, топливо начнет выплескиваться, и примус превратится в огненный шар. Этим зачастую грешили «Шмели». А «Огоньки» выпускали из предохранительного клапана струю бензина, который немедленно загорался. Но «американцы» вроде более стабильны: баллон нагревается не сильно.

Работа на бензине, вид сверху. Полностью голубое пламя лишь у шведского изделия, а у «американцев» синий цвет виден лишь у конфорки

«Корейцы» и «шведы», напротив, сторонники «раздельного питания»: топливо и баллон – два отдельных элемента, соединенных шлангом. Тут иногда требуются дополнительная подкачка во время работы и контроль за положением баллона: в одном положении давление в нем держится, а в другом открывается клапан, давление сбрасывается, и топливо перестает поступать в горелку.

КАЧАТЬ И ГРЕТЬ
Перед началом работы у всех моделей надо создать давление в топливной емкости. У Kovea и Primus все просто – берешь и качаешь. У «американцев» же система более хитрая. Перед накачиванием надо открыть клапан вращением штока насоса против часовой стрелки. Если этого не сделать, то воздух внутрь не пойдет, необходимого давления не создастся и топливо не будет выходить наружу. В процессе работы, как оказалось, подкачка нужна всем. Несмотря на конструкцию «моноблок», горелки от Coleman тоже не могут поддерживать нормальное давление в топливном отсеке и требуют подкачки даже чаще, чем горелки с отдельно расположенным баллоном.

Отдельная тема – прогрев устройств. Я не рассматриваю варианты разогрева с помощью сторонних средств типа сухого спирта, мини-костра или шаманских танцев. Горелка должна быть самодостаточной и надежной во всех отношениях. Только в этом случае на нее можно рассчитывать.

Итак, прогрев. Тут, на мой взгляд, система удобнее у азиатско-европейских изделий. Создал давление в баллоне, открыл краник на пару секунд, топливо накапало на пластинку из материала типа фетра – и можно подносить спичку. Насчет спичек, кстати, это не оборот речи: обычной зажигалкой поджечь топливо сложно. Особенно если речь идет о солярке. У «американцев» опять все непросто. Краник надо открывать на самый минимум, только в этом случае есть шанс получить некоторое количество жидкости в опоясывающем конфорку желобке. Открыл чуть сильнее – и топливо выходит в виде пара, толку от которого на начальном этапе никакого. Так что система раздельных компонентов снова оказывается лучше.

САЖИ ХОТИТЕ?
А теперь перейдем к детальному разбору каждой модели. Начнем с «американцев». Coleman Unleaded Sportster II,  как и утверждает производитель, действительно готов работать только на бензине. На 80-м чуть хуже, на 92–95-м чуть лучше. Но в целом приемлемо. Вот только идеального сгорания топлива нам так добиться и не удалось. Синее пламя, которым, как известно, должно все гореть, появлялось только около конфорки. Сами языки были желтыми. То есть тепловая эффективность горелки совсем не велика. Что подтверждается и временем кипячения эталонного пол-литра воды – 4 минуты 10 секунд. Третий результат в общем зачете. Да и кастрюля коптится вся, целиком, что для бензиновой горелки вообще неприемлемо. Нагнетать давление приходится с интервалом примерно минут 20. Если же этого не делать, пламя желтеет еще сильнее, копоти становится еще больше, а КПД падает.

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ
Вторая заокеанская модель, Coleman MultiFuel Stove, еще более странная. Она работает и на солярке, и на бензине, причем качество нагрева от топлива практически не зависит, оставаясь стабильно низким: 0.5 литра вскипели за 6 минут 23 секунды на бензине и за 6 минут 41 секунду на дизтопливе. В принципе слабый нагрев можно списать на экономный расход горючего: 112 г/ч бензина против 165 у Unleaded Sportster II и 100 г/ч солярки. На дизельном топливе MultiFuel Stove сильно коптит, пламя практически полностью желтое, на бензине поведение не отличается от предыдущего испытуемого. Периодичность подкачки тоже такая же.

Перейдем на наш континент. Начнем с востока. Kovea Booster+ на бензине работает очень хорошо. Лучшее время кипячения эталонной пол-литровой емкости, но при этом сумасшедший расход топлива – 244 г/ч. На солярке требует длительного прогрева и более частой подкачки (примерно раз в 40 минут), но тоже на удивление справляется. Даже расход снижается до 180 г/ч.

Хотя КПД, конечно, падает, появляются желтые кончики на пламени и появляются выплески желтых языков, время кипячения увеличивается почти на 50%, до 3 минут 23 секунд. Но в целом горение более качественное по сравнению с заокеанскими коллегами. Копоти при работе на бензине нет вообще, солярка сгорает менее качественно, но сама горелка не коптится, сажа появляется только на дне кастрюли.

Тест горелок

СЪЕСТ ВСЕ
Шведский OmniFuel-3289+ способен переварить все с одинаковым результатом. Правда, тут есть одна хитрость. У этой горелки в комплекте идут три жиклера с разными отверстиями: для газа, бензина и солярки. Соответственно, при смене топлива приходится менять и этот элемент горелки. Операция несложная, но требует внимания: жиклеры маленькие и все норовят куда-нибудь закатиться. Зато такой подход вполне себя оправдывает: эту горелку действительно можно рекомендовать любому автомобилисту, независимо от типа двигателя его авто. Судите сами: никакой копоти, лучшее время кипячения на солярке и второе – на бензине, относительно низкий расход топлива и большие интервалы подкачки (не менее 40 минут). Единственный минус, который удалось обнаружить: после работы на солярке обязательно надо чистить топливную магистраль. Бачок сожгли – почистили.

Итак, звание «настоящий друг автопутешественника» получает горелка Primus OmniFuel-3289+. На втором месте – Kovea Booster+. Дополнительный бонус у обеих моделей – возможность работы на газу. Ситуации бывают разные и иногда просто банально лень заливать топливо и прогревать горелку. Coleman MultiFuel Stove, конечно, может работать, но в автопутешествие я бы его с собой не взял: слишком много минусов.

Что же касается Coleman Unleaded Sportster II, то это однозначно горелка не для нас. Работа на одном бензине, да еще и слабоватая по всем показателям, вдали от цивилизации может сыграть злую шутку с доверчивым путешественником.

Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи компанию «Актив-Эра», www.activera.ru,
представительства компаний Coleman, www.coleman.com, Primus, www.petroprimus.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Отправить другу