• Сегодня: Четверг, Ноябрь 23, 2017

 

Подготовка   17 апреля 2011    1 468

Кемпинговая палатка или, может, лучше чум?

Кемпинговая палатка или, может, лучше чум?

Зимой в лес? Ну хорошо, шашлыков пожарили, постреляли из чего-нибудь, выпили чаю: а потом что, к костру жаться – грудь уже дымится, а спина льдом покрывается? Нет, тут надо подумать о кают-компании, да с обогревом… Съездить зимой на природу одним днем – отличный вариант.

Разогнали кровь по жилам,  кислородом надышались – и назад, по теплым квартирам. При таком варианте можно и с семьей выбираться, только надо кают-компанию с обогревом придумать. Чтобы после активного отдыха можно было посидеть, чайку попить, переодеться.  

КЛАССИКА И ЭКЗОТИКА
Что берем? Напрашиваются два варианта: экзотический, в виде экспедиционного чума, и современный – кемпинговая палатка.

«Зимние палатки? Вы имеете в виду для рыбаков, на лед ставить?» – такие вопросы нам задавали в нескольких вполне солидных экипировочных фирмах, в которые мы обратились. Выяснилось, что есть экстремальные альпинистские палатки, в которых можно ночевать при отрицательных температурах, а вот кемпинговых вариантов, специально рассчитанных на мороз, вроде как и не существует. Нет проблем, берем обычную – но такую, в которой можно встать в полный рост. В нашем случае честь современных палаток отстаивала Eureka Tunnel Star Compact (вес 9.5 кг, розничная цена 24 500 руб.), ну а чум мы взяли у «Экспедиции» (14 кг, 16 000 руб.).

КОЛЫШКИ? НЕТ, БРЕВНЫШКИ
Первой ставлю палатку – как более привычный вариант. Засекаю время – и вперед. Инструкция не нужна, и так все понятно. Три дуги вставляются прямо в тент – две длинные с оранжевыми концами и одна покороче. Кстати, конструкция правильная, внутренняя палатка заранее прикреплена к тенту. То есть при дожде – или мокром снеге – в процессе установки с окружающей средой контактирует только непромокаемый верх. Итак, дуги собраны моментально, вставлены в пазы, и наш Tunnel Star пытается взлететь, повинуясь аэродинамическому буйству стихии. Разворачиваю его к ветру задом, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление, и привязываю одну из растяжек к дереву. Теперь осталось только как следует растянуть наш новый дом. В комплект входят массивные колья и молоточек из пластика, похожие на детский игровой набор «Убей вампира». И к ним вдобавок, конечно, традиционные колышки, маленькие, тонкие, из алюминия. Если бы на дворе было лето, я бы поставил этот  Tunnel за десять минут. Но в мерзлую землю ни пластмассовые, ни алюминиевые колышки не входят. Поэтому процесс установки свелся к поиску подручных предметов, к которым можно было бы привязать растяжки, и сильно растянулся – пардон за каламбур. Раньше надо было думать… Если палатки иных конструкций, с пересекающимися дугами, еще можно кое-как поставить без растяжек, то тоннельную – нет. Но, как бы то ни было, через час палатка стояла. Только вот это время нельзя воспринимать всерьез – оно связано не с особенностями технологии, а с количеством тяжелых предметов вокруг.

Кемпинговая палатка или, может, лучше чум?

А что же внутри? Реально встать в полный рост, можно поставить стол и сесть вокруг него вчетвером. Кстати, во внутренней палатке на ночлег тоже поместятся четверо. Есть окна, затянутые прозрачной пленкой, а в верхней части «рам» она сменяется полоской сетки, так что при желании можно расстегнуть ставни дальше и улучшить вентиляцию. С погодой нам повезло – температура была комфортная, чуть ниже нуля – и с газовым обогревателем помещение набирает тепло очень быстро – за семь-десять минут. Вполне можно сидеть в свитере, причем не только рядом с источником калорий. Иными словами, ощущение уюта есть, душевно посидеть можно. Но расслабиться не судьба – надо складывать палатку. На это уходит пятнадцать ленивых минут – отвязать все растяжки и смотать их, повыталкивать дуги из пазов, сложить и скрутить палатку. Кстати, работать с узлами в перчатках невозможно, а без – очень грустно, потому что даже при легком морозе пальцы стынут. По-хорошему надо заранее позаботиться о петельках на концах растяжек. 

Маленькое солнце
Походные газовые обогреватели имеют весьма специфическую область применения. Мало того, что для них нужны хорошо проветриваемое помещение и ровная твердая площадка, так еще и спать при включенном приборе такого типа не рекомендуется – это небезопасно. В качестве источников топлива в нашем случае выступали узкие «дихлофосные» баллоны, причем при мощности обогревателя в 1.7 кВт одной штуки хватало примерно на 1 час и 20 минут работы на полной мощности.

 
ЖДИ РАССВЕТА
На очереди у нас чум. Инструкция по установке отпечатана прямо на его чехле. Все предельно просто: вбейте три первых колышка, соберите и установите центральную стойку, вбейте остальные колышки. Но что это за колья, о-ля-ля! Они же металлические, толщиной в палец и длиной в двадцать сантиметров. Правда, забивать их обухом маленького топорика, живущего в моем багажнике, не очень удобно, тут бы нужен биг рашен хаммер – кувалда, ею и безопаснее было бы, и удобнее. Но она, естественно, в комплект не входит. Тем не менее первые три кола входят в мерзлый грунт отлично, с характерным звоном. Ставлю центральную стойку, натягиваю чум, начинаю вбивать колья и понимаю, что сейчас управлюсь минут за двадцать без посторонней помощи. Ан нет – оказывается, пока я работал с периметром, центральная стойка встала косо. Пробую выровнять – чум не пускает, не хватает высоты. Выхожу, вытаскиваю несколько кольев, пытаюсь выровнять стойку – не выходит. Извлекаю все колья кроме первых трех – стойка падает. Похоже, придется смирить гордыню –  зову на помощь нашего фотографа Вику. Она держит центральную стойку, а я стараюсь аккуратно растянуть чум. Опять не выходит – такое впечатление, что стойка слишком высокая. Ее бы вкопать сантиметров на пятнадцать, да лома с собой нет. Что ж, не получается идеально – не страшно. Дождя скорее всего не будет, так что можно начинать обживать чум.

Пола здесь нет – его предлагают за отдельную плату, и далеко не всем он нужен. Зато внизу по периметру идет ветро- и снегозащитная юбка. Дверь на двух молниях и липучке снизу, причем есть возможность закрыть молнии изнутри клапаном, перекрыв доступ в чум снаружи. Самое забавное – система вентиляции. Верхушка чума открытая, с москитной сеткой, а сверху на нее надевается подобие колпака. Его можно поднять повыше, улучшив воздухообмен, или опустить – все с помощью спущенного внутрь шнура. А еще в колпаке есть рукав для трубы, потому что к чуму можно докупить печку. Увы, этого чудо-девайса у «Экспедиции» в наличии не было, и нам пришлось обойтись вышеупомянутым обогревателем. Его мощности для полноценного обогрева чума уже не хватило: конечно,  внутри немного потеплело, но не настолько, чтобы снимать пуховку. Костер? Нет, костер в чуме жечь не стоит. Ну разве что совсем маленький. А вот мангал, предварительно раскочегаренный на улице, и очень аккуратно внесенный внутрь, решил бы проблему. И зато шашлык можно было бы жарить прямо в чуме.

Установить чум идеально ровно нам не удалось – процесс прост, но требует некоторой сноровки

Что касается вместительности, то с удобством расположиться, по моим прикидкам, в чуме могут человек пять. Нет, конечно, если сидеть на полу на ковриках, так и все десять, но зимой все-таки лучше располагать пятую точку подальше от пола, на стуле.

ЕСЛИ ЧУМ, ТО С ПЕЧКОЙ
Что ж, давайте подведем итог. Палатку проще ставить – особенно в окружении деревьев, к которым можно прикрепить растяжки, и если иметь для этого дополнительные шнуры. Она быстрее прогревается, и в ней есть окна – это не слишком функционально, но приятно. Чум позволяет не мудрить с растяжками – мощные колья отлично входят в мерзлый грунт, – но все же требует некой сноровки. У него могут быть разные варианты отопления, но одного газового обогревателя ему явно мало. Вес и габариты  в обоих случаях сравнимы. Если ехать одним днем, и то и то по-своему неплохо. А вот если все же ночевать, то я бы выбрал все-таки палатку. Или чум, но с печкой.

Палатка Eureka Tunnel Star Compact предоставлена для съемки компанией
«Альпайн Трейд», экспедиционный чум – компанией «Экспедиция»