• Сегодня: Четверг, Сентябрь 21, 2017

 

Подготовка   21 марта 2016    2 699

Технический эксперт «Клуба 4х4» ведёт первый урок в серии занятий по грамотному выбору и применению всех видов шин

«Обувь» современного автомобиля, так же, как и обувь человека, различается по цели своего применения, определяющей и конструкцию, и дизайн

Что такое внедорожные покрышки? В чём их отличие от обыкновенных дорожных? Классификация по конструкции, грузоподъёмности, максимальным скоростям и давлению. И, на всякий случай, особенности хранения.

Для обычных автомобилей существуют два основных вида покрышек – летние и зимние. И для дорог общего пользования этого обычно достаточно. Некоторые из нас, правда, считают, что можно обойтись и одним, гоняя зимой на «всесезонке», а летом цокая шипами по асфальту. Но, как говорил известный персонаж, это не наш метод. И не потому, что мы так уж педантичны, а потому что это создаёт много ненужных проблем и дополнительных расходов. Мы же боремся за максимальную эффективность и безопасность, всегда используя колёса, соответствующие сезону и задачам. Если, конечно, бюджет позволяет. А учитывая, что наши пути часто проходят вдалеке от дорог, мы предлагаем вам цикл материалов, посвящённых видам и способам использования внедорожной резины. Не отрывочных и дилетантских, а подробных и профессиональных, но без лишнего занудства.

 

8460-allseasontrucktires-toyo-opencountryht_0

 

Лето. Протектор летней покрышки – наиболее насыщенный резиновыми блоками
Комфортная шоссейная шина для кроссоверов и внедорожников Toyo Open Country Н/Т
обеспечивает безопасность как на мокрой, так и на сухой дороге,
а также обладает повышенной износостойкостью

 

Всем известно, что существуют специальные покрышки, позволяющие ездить по бездорожью и отличающиеся друг от друга дизайном протектора. Обычно на этом знания среднестатистического автовладельца заканчиваются. Конечно, рисунок и конструкция протектора – важнейшие параметры. По ним можно сразу определить, для каких основных целей предназначены шины. Если ламели расположены на большом расстоянии друг от друга, и глубина протектора велика, то это покрышки для езды по грунту. Говоря простым языком и не углубляясь в дебри конструктивных особенностей, можно обозначить общее правило: чем крупнее блоки протектора, чем больше расстояния между ними, тем более покрышка внедорожная.

 

_ASB6_3

 

Зима город. Зимняя резина для города и асфальта
с направленным протектором и большим количеством 3D-ламелей
Toyo Observe GSI-5 – нешипованная шина с оптимальной управляемостью
и контролем на всех зимних покрытиях: снег, лед, слякоть, скользкая дорога. 
Модель отличается повышенной износоустойчивостью

 

Большие жёсткие блоки протектора позволяют вгрызаться в грунт, давая колесу максимальный зацеп. Разумеется, блоки обязаны быть жёсткими, чтобы не подламываться и этот самый зацеп не уменьшать. Правда, такие замечательные качества на грунте ухудшают поведение машины на других покрытиях. Например, на асфальте жесткий протектор и относительно малая площадь зацепа (ведь в асфальт невозможно «вгрызаться») приводят к ухудшенному, по сравнению с обычной летней резиной, сцеплению. Дорожные летние шины обладают отличным зацепом на тёплом асфальте, но скользят по льду и беспомощны на снегу. Поэтому для снега и льда выпускают зимние покрышки. Их протектор не так развит, как у внедорожной резины, но оснащён большим количеством ламелей, расположенных под разными углами и прорезанных на большую, чем у летней шины, глубину. Это позволяет им, подламываясь, создавать огромное количество граней, которыми протектор, как когтями, цепляется за снег, лёд, мокрый и замёрзший асфальт. Такой рисунок называется 3D-ламелями, и он произвёл настоящую революцию в мире резины, заметно увеличив скорость движения автомобилей зимой. А для зацепа за твёрдый лед зимние шины оснащают шипами.

Но, как известно, современный человек предпочитает максимальную универсальность и приспособленность ко всем природным и погодным условиям сразу. Поэтому хочется иметь колесо, одинаково успешное и зимой на снегу, и летом на грунте, да ещё чтобы покрышки долго служили и не истирались. Поэтому любая современная автомобильная шина является компромиссом из многих, зачастую противоположных, требований. Именно этот клубок противоречий и породил популярный среди путешественников по неизвестному маршруту тип покрышек под названием AT (All Terrain). То есть, буквально, «для всех покрытий». Их протектор позволяет ездить с надёжным зацепом и относительно малым шумом по асфальту, неплох на всех видах грунта и даже, в принципе, даёт возможность передвигаться по снегу и льду. Но, как и все универсальное, такие покрышки во многом уступают специализированным. На твердом зимнем покрытии покрышки АТ могут легко проиграть рядовой зимней резине, о чем, как правило, предупреждают производители колёс.

 

_ASB5_1

 

Асфальт и грунт. Протектор резины АТ нарезан гораздо реже,
чем летний и зимний, и он оснащен развитой агрессивной боковиной
Шина Toyo Open Country A/T предназначена для кроссоверов и внедорожников.
Универсальная модель для езды по шоссе и пересеченной местности, обладает повышенной
проходимостью и длительным сроком эксплуатации

 

Кроме разницы в дизайне и конструкции протектора, шины различаются между собой и внутренним устройством. Прежде всего, это разница в расположении слоев нитей корда, образующих каркас. В диагональной конструкции эти слои расположены таким образом, что нити корда перекрещиваются между собой по всей окружности. В радиальной шине слой каркаса расположен так, что нити лежат поперёк плоскости вращения, параллельно друг другу, от борта к борту, по всей окружности. Подавляющее большинство современных автомобильных шин имеют радиальную конструкцию. Они лучше держат форму, и самое главное, служат в разы дольше. Диагональная конструкция встречается только среди тракторной и иногда специальной грязевой резины. Как показывает опыт спортивных соревнований, преимущество диагональной резины исключительно в более низкой цене. Поэтому мы рекомендуем выбирать радиальные.

 

_ASB8_2

 

Грязь и асфальт. Рисунок протектора покрышки МТ выделяется
расположенными далеко друг от друга жёсткими блоками и
очень агрессивной боковиной, заходящей на середину плечевой зоны
Шины Toyo Open Country М/Т специально разработаны для тех случаев,
когда важнейшим моментом являются тяговые характеристики
и управляемость на бездорожье

 

Следует иметь в виду, что предназначенные для внедорожников и SUV покрышки, как правило, оснащены изначально усиленной боковиной и меньше страдают от жёстких ударов. Очень важно знать, что они отличаются не только размерами и предназначением, но и такой важной характеристикой, как индекс нагрузки. Поэтому, когда вы выбираете резину, на которой планируете хоть иногда съезжать с асфальта, позаботьтесь о том, чтобы ее грузоподъемность была достаточной или даже с небольшим запасом. Слишком мощная резина окажется чересчур тяжёлой и жёсткой. Узнать максимальную нагрузку шины просто. Она пишется на боковине в виде двузначного (реже трехзначного) числа. Важно помнить, что индекс не является численным выражением допустимого веса, а только цифровым кодом, которому соответствует та или иная нагрузка на одно колесо в килограммах. Для того чтобы рассчитать нагрузку, сверьтесь с таблицей весовых индексов, помножьте данные для одного колеса на четыре и сравните с максимальным разрешённым весом своей машины… Кажется, всё-таки пришлось умничать.

 

_ASB14_7

 

На борту покрышки указан её размер, а сразу за
ним можно прочитать индексы нагрузки и скорости

 

_ASB16_8

 

Среди обилия информации на боковине, самая ценная – максимальное давление

 

 

Тут же, на боковине покрышки, часто даётся информация, при каком давлении в шине эта нагрузка разрешена. Перед приобретением обязательно проверьте, подходит ли выбранная покрышка по максимальной скорости. Индекс скорости пишется в буквенном обозначении на боковине шины после индекса грузоподъёмности. На всякий случай приводим таблицу индексов:

И, конечно же, самое главное – размеры шин. Выбирая подходящие для своего внедорожника, определитесь с шириной и высотой. Особенно, если вы отлифтовали машину и собираетесь установить увеличенные покрышки. Ну, а если в магазинах нет размера, который точь-в-точь соответствует нужному – не беда. При переходе на другую размерность главное, чтобы наружный диаметр шины и её ширина изменились не более чем на пять процентов. Диаметр можно рассчитать по формуле:

  • D = 25,4d+sh/50, где
  • d – посадочный диаметр колеса в дюймах,
  • s – ширина профиля шины (мм),
  • h – серия шины (отношение высоты к ширине в процентах).

 

Например, завод рекомендует для Chevrolet Niva покрышки размерностью 205/75R15, где 205 – ширина профиля, 75 – отношение высоты к ширине профиля и 15 – посадочный диаметр колеса в дюймах. Модели размерностью 205/70R15 меньше по диаметру на два сантиметра, но гораздо чаще встречаются в продаже. А вот близкие к ним популярные 215/65R15 меньше почти на три сантиметра, и формально на Niva устанавливаться не должны.

 

_ASB7_0   

 

Зима загород. Помимо агрессивных 3D-ламелей, зимняя шина
для загородных дорог оснащена шипами
Toyo Observe G3-IСЕ разработана для оптимального сцепления и торможения на льду и снегу.
Стабильная работа шины на протяжении всего срока службы делает
ее идеальной для использования в экстремальных зимних условиях

 

В конце хотим дать важные рекомендации по хранению. Скорее всего, они вам известны, но, пожалуй, стоит повторить. Прежде всего, разобранные шины нужно хранить исключительно в вертикальном положении. Если складывать их стопками, то нижние сильно деформируются, и их сложно будет монтировать. Да и при езде они будут быстрее изнашиваться. А вот собранные колеса, на дисках, нужно хранить только в стопке. Важный момент – стоящие в стопках шины рекомендуется хотя бы раз в месяц переворачивать. Не забудьте просушить шины перед тем, как сложить их на сезонное хранение. Они лучше хранятся грязными, чем мокрыми. И если оставляете их накачанными, снизьте давление до половины от номинала. Избегайте прямого солнечного света и влаги, а вот мороз им не страшен.

 

dip 2016-03-02 в 16.36.47

 

В следующем номере: Покрышки для езды по грунту, их особенности и различия, нюансы конструкции А/Т и М/Т.