• Сегодня: Вторник, Сентябрь 26, 2017

 

События   29 апреля 2007    168

Марафонский ралли-рейд «Дакар-2007»

Увеличить картинку

Самое яркое внедорожное спортивное событие начала года – это, конечно же, знаменитая гонка, марафонский ралли-рейд «Дакар-2007». В этом соревновании все – «самое». Самые длинные спецучастки, самая большая протяженность гонки и самая острая конкурентная борьба. А главное – неповторимый дух Приключения с большой буквы.

После трех дней административных и технических проверок 510 единиц спортивной техники – 245 мотоциклов, 180 автомобилей и 85 грузовиков – отправилось из Лиссабона на старт первого этапа. Были в этой моторизованной орде и наши соотечественники. В этот раз в «Дакаре» приняло участие рекордно большое количество российских спортсменов: семь экипажей в классе легковых автомобилей, три грузовика «КАМАЗ» и один мотоциклист. Уже второй раз в марафоне приняла участие гоночная команда Team Russia, представленная пятью экипажами: Алексей Беркут/Антон Николаев (№ 354), Леонид Новицкий/Олег Тюпенкин (№ 355), Борис Букатов/Сергей Додонов (№ 357), Ярослав Соловьев/Константин Жильцов (№ 372) – все вышеперечисленные джентльмены были на автомобилях марки Mitsubishi – и Павел Логинов/Алексей Кузьмич на Nissan (№ 430). Кроме того, в классе легковых автомобилей выступали действующий обладатель Кубка мира Сергей Шмаков на багги оригинальной конструкции и Андрей Иванов на Nissan.

БЕНЗИНОВЫЙ КОНФУЗ

«Дакар» славится не только высочайшей сложностью, но и непредсказуемостью результатов. Случиться может все, и далеко не всегда лидирующие в первые дни побеждают в этой гонке. Европейские этапы относительно короткие, а их узкие извилистые дорожки больше напоминают трассы классического ралли, чем бездорожье пустынь. Как сказал чемпион России по раллирейдам Алексей Беркут, настоящий «Дакар» начинается в песках Мавритании. Тем не менее уже на второй день соревнования, во время этапа Портимао – Малага, экипаж Бориса Букатова за 500 метров до финиша столкнулся с техническими трудностями – у них закончился бензин, в результате чего они оказались лишь на 145-й позиции. После двух дней гонки весь пелетон переправился в Африку, где и начались главные разборки между ведущими гонщиками сильнейших команд.

АБСОЛЮТНАЯ БОРЬБА

Собственно, весь «Дакар» сконструирован таким образом, что ценится победа прежде всего в абсолютном зачете, хотя награждается много категорий. Основная интрига состоит в соревновании заводских команд, конкурировать с которыми любителям практически невозможно. Главными соперниками в борьбе за титул абсолютного победителя гонки среди мотоциклистов было несколько (!) заводских команд KTM, среди легковых автомобилей это Repsoil Mitsubishi Ralliart, выступающая при поддержке завода, Volkswagen Motorsport, и X-Raid (BMW). В борьбу этих трех гигантов время от времени вмешиваются гонщики на багги собственных конструкций, такие как знаменитый француз, неоднократный победитель «Дакара» Жан Луи Шлессер и супергонщик из США Робби Гордон, соревновавшийся на Hummer, который также на самом деле являлся багги на пространственной раме и длинноходных независимых подвесках. На этот раз эту компанию разбавил российский экипаж Сергея Шмакова, обладателя Кубка мира по ралли-рейдам.


ГОНКИ НАВЫБЫВАНИЕ

Из всей массы участников «Дакара» до финиша гонки доезжают обычно не более двух третей. Первым из русских гонку закончил Павел Логинов, выступавший на мотоцикле. Павел впервые участвовал в «Дакаре», на мотоцикл сел 6 лет назад, да и в раллирейдах до этого засветился всего один раз, так что, учитывая его подготовку и наличие далеко не самого мощного мотоцикла Yamaha WR 450, изначально не предназначенного для таких гонок, результат можно считать очень даже неплохим. Неудачи преследовали и экипаж Бориса Букатова. Третий день опять принес неприятные сюрпризы для них, когда за 90 километров до финиша случилась поломка автомобиля: разорвало шину и раскололись два диска. На четвертом этапе гонки, между марокканскими городами Эр-Рашидия и Уарзазат, пустыня приняла жизнь южноафриканского мотогонщика Эльмера Симонса. Пилот подпрыгнул на дюне, затем упал и сломал шею. Шансов на спасение не было. Среди местных жителей бытует поверье, что боги пустыни гневаются, когда кто-то нарушает их покой, а потому не отпускают гонщиков, принимая смертельные жертвы. Едва не закончилась трагедией гонка и для «КАМАЗа»: на пятом этапе Владимир Чагин, лидировавший в генеральной классификации грузовиков, вынужден был сойти. Его автомобиль на скорости 100–110 км/ч в пылевом облаке влетел на кучу камней высотой около трех метров и, подброшенный как на трамплине, три или четыре раза перевернулся и лег на левый бок. К счастью, Семен Якубов не пострадал, Владимир отделался лишь ушибами и легким сотрясением мозга. Гораздо серьезнее ситуация сложилась для механика Сергея Савостина, получившего ушиб позвоночника средней тяжести. Необходимую помощь экипажу Чагина оказали участники команды Team Russia – Ярослав Соловьев и Константин Жильцов (экипаж № 372). Таким образом, гонщики еще раз подтвердили негласную истину «Дакара» о солидарности и взаимопомощи на трассе. В связи со сложившейся ситуацией экипаж финишировал 123-м. Пилот Ярослав Соловьев по этому поводу сказал: «Как можно проехать мимо, увидев, что случилась серьезная авария? Мы очень много времени провели там, останавливая грузовики, помогая вытащить зажатого Володю Чагина, переводя и передавая организаторам, что, собственно, произошло, какая нужна помощь. Что касается наших позиций, в самом начале гонки из-за проблем с двигателем мы откатились в сотые номера, а в пустыне, где либо пыль, либо острые камни, взять реванш непросто».

Нелучшим образом сложился шестой день для экипажей команды Team Russia № 354 Алексея Беркута/Антона Николаева и экипажа № 355 Леонида Новицкого/Олега Тюпенкина, которые ранее занимали лидирующие позиции после заводских экипажей. За 20 минут до финиша автомобиль Алексея Беркута подпрыгнул на кочке и, подломив колесо, несколько раз перевернулся. Члены экипажа, к счастью, почти не пострадали. Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин, следовавшие за Алексеем Беркутом и Антоном Николаевым, сразу же остановились, чтобы своими силами помочь товарищам выбраться из вязкой грязи. Более часа россияне пытались эвакуировать автомобиль, однако, понимая, что без технической помощи не обойтись, Алексей Беркут остался дожидаться машины техпомощи, а экипаж Леонида Новицкого отправился к финишу. Впрочем, в накале скоростей и эмоций проверяются на прочность не только автомобили, но и люди. Борьба с капризами природы лишь усилила накопившуюся за семь дней гонки усталость, что не могло не сказаться на результатах лидеров и других участников. Сдали нервы у одного из фаворитов марафона, португальца Карлоса Суозы (экипаж № 313): вспыхнувшая ссора в кабине автомобиля закончилась тем, что разгневанный Карлос высадил своего штурмана Андреаса Шульца посреди пустыни и скрылся в песчаном облаке. Шульц простоял в пустыне 45 минут, после чего Суоза все-таки одумался и вернулся. В итоге экипаж потерял массу времени и откатился в общем зачете с 3-го места на 9-е. Несчастливым стал 13-й этап, проходивший к тому же в пятницу, для сильнейшего испанского мотогонщика Марка Кома, победителя 2006 года и безусловного фаворита нынешнего марафона. Разбившись на 57-м километре, Кома был доставлен в госпиталь с тяжелой травмой головы. Четырнадцатый этап закончился трагедией. Французский мотогонщик Эрик Абижу, почувствовав слабость, остановил свой мотоцикл в 15 километрах от финиша. Спасти его не удалось – остановилось сердце.

БОРЬБА ЗА ПОДИУМ

В зачете легковых автомобилей основная борьба за победу с самого начала развернулась между командами Mitsubishi и Volkswagen. На первых этапах лидировал Volkswagen. В отчаянной борьбе заводских команд произошел переломный момент на девятом этапе гонки: на 130-м километре вынужден был остановиться занимавший в последние два дня первую строчку общего зачета экипаж Жиниеля де Вильерса/Дирка вон Житзевица из команды Volkswagen Motorsport. Огонь, охвативший автомобиль лидера, спалил все шансы гонщика на победу. Другой фаворит Volkswagen, экипаж Карлоса Сайнза/Мишеля Перин, также прекратил борьбу: их автомобиль встал на 325-м километре гонки из-за серьезных технических неполадок. Эта остановка откинула Сайнза с 4-й на 10-ю строчку общего зачета. В борьбу гигантов автопромышленности с успехом вмешивались уже упомянутые Жан-Луи Шлессер по прозвищу Лис Пустыни на багги с двигателем Ford, блестяще мчался американец Робби Гордон на багги с внешностью Hummer, и всю гонку «наступал на пятки» заводам обладатель Кубка мира Сергей Шмаков на багги «ЗИЛ», о котором мы вкратце писали. В грузовом же зачете из-за схода лидирующего российского экипажа Владимира Чагина вперед вырвался Ханс Стейси на грузовике MAN. Главная роль в команде «КАМАЗ» перешла к экипажу Фирдауса Кабирова, которому пришлось выдержать тяжелую изнурительную борьбу. И в итоге опытнейший экипаж сумел вырвать второе место в гонке! Итоги российских джиперов также впечатляют: Сергей Шмаков с Константином Мещеряковым заняли 14-е место в абсолюте, опередив многих заводских гонщиков, а экипаж Леонида Новицкого вошел в первую двадцатку, завоевав 2-е место в зачете экипажей, не имеющих заводской поддержки.

Общие результаты ралли-рейд марафона «Дакар-2007»


1. Стефан Петрансель/Жан-Поль Коттрэ (Repsoil MItsubishi Ralliart)


2. Люк Альфан/Жиль Пикард (Repsoil Mitsubishi Ralliart)


3. Жан-Луи Шлессер/Арно Деброн (Schlesser-Ford)


4. Марк Миллер/Ральф Пичфорд (Volkswagen Motorsport)


5. Хироши Масуока/Паскаль Меймон (Repsoil Mitsubishi Ralliart)


14. Сергей Шмаков/Константин Мещеряков («Москва-ЗИЛ»)


20. Леонид Новицкий/Олег Тюпенкин (Team Russia)


53. Ярослав Соловьев/Константин Жильцов (Team Russia)


65. Павел Логинов/Алексей Кузмич (Team Russia)