• Сегодня: Понедельник, Сентябрь 25, 2017

 

Путешествие 1 комментарий   23 мая 2016    1 862      

Путешествие в Памир

Идея посетить Памир, увидеть своими глазами одну из величайших горных систем мира рано или поздно рождается в голове каждого путешественника. Не стали исключением и мы

Впервые мы задумались о посещении Средней Азии в 2011 году. Тогда и началось изучение карт, достопримечательностей и проработка детального маршрута. Выезд был запланирован на август 2012-го. Но, увы, не всем планам суждено осуществляться. За неделю до нашего старта в Хороге началась масштабная спецоперация силовиков, приведшая к многочисленным жертвам и разрушениям. Памир закрыли для путешественников, и экспедицию пришлось отменить. В последующие годы мы ездили на плато Путорана, поднимались на гору Монгун-Тайга, спускались к Телецкому озеру, но идея посетить Памир по-прежнему крепко сидела в наших головах, всё больше превращаясь в навязчивую.

 

001_2

????????????????????????????????????

005_0

 

В конце концов мы заново проработали маршрут, обновили карты, изучили отчёты тех, кто там уже побывал, выбрали достопримечательности, которые хотелось бы посетить. Поездка не предполагала первопрохождений, элементов альпинизма и прочего экстрима, поэтому и требования к автомобилям участников были демократичными. Прежде всего, они должны были быть полноприводными, а все основные системы, обеспечивающие безопасность движения, нужно было дополнительно проверить и отрегулировать перед началом пробега. Из специфических особенностей разве что полное отсутствие тонировки (как того требуют ПДД Таджикистана).

И вот жарким солнечным утром команда из семи машин отправилась на встречу с Памиром. За четыре дня проскочив Россию, Казахстан и Киргизию, на пятый мы добрались до пограничного пункта Баткен – Исфара. Два часа на обе границы, и вот он – Таджикистан!

Ночевали мы на берегу озера Искандеркуль. Озеро – жемчужина Памиро-Алая, его называют сердцем Фанских гор, окружающих эти места со всех сторон. К моменту нашего прибытия уровень озера сильно поднялся, и найти место для лагеря рядом с водой, но за пределами базы не удалось. Кстати, посещение озера обошлось в 165 рублей с человека (торг возможен) и еще 200 рублей мы заплатили за въезд на территорию базы (тоже с торгом).

Недалеко от озера на реке Искандердарья надо обязательно посмотреть водопад, называемый Фанская Ниагара. Он располагается в узком ущелье, и высота падения воды составляет 56 метров. Подойти к нему можно лишь сверху, где установлена металлическая смотровая площадка. По рассказам директора турбазы и хранителя местного музея, эту площадку в 1975 году буквально занесли на себе тогдашние инструкторы турбазы.

Надо сказать, что дороги в стране самого разного качества. Множество горных серпантинов, ведущих с перевала на перевал, по узким долинам, мимо древних городов, посёлков и крепостей. Где-то это старая разбитая грунтовка с острыми камнями, где-то великолепный асфальт и горные тоннели. Например, перевал Шахристан мы пролетели по хорошему асфальту, проехав сквозь более чем трёхкилометровый тоннель, расположенный на высоте 2600 м (всё удовольствие – 230 рублей). А перевал Анзоб высотой 3372 м из-за ремонта платной дороги мы преодолевали по старой разбитой грунтовке с множеством ухабов и приличным уклоном. Но на каждом повороте открывались невероятные виды!

 

????????????????????????????????????  006_10

013_6  019_4

 

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Подобные экспедиции лучше планировать на конец августа – сентябрь. В этот период дневная температура в низких широтах уже не поднимается до +50 °С, а на высокогорье ещё достаточно тепло. Уровень воды в реках падает, что уменьшает риск попадания в селевые потоки.

Проезжая через Казахстан, необходимо иметь диагностическую карту техосмотра (в России её возить не обязательно, так как наличие страховки предполагает пройденный техосмотр). Есть нюансы и в правилах дорожного движения. Например, обязателен ближний свет фар, а не ходовые огни, нельзя выходить из машины, пока не разрешит полицейский, и так далее. Страховку на территории Киргизии оформлять не нужно, а вот экологический сбор (около 1000 рублей) обязателен к уплате. В Таджикистане страховка не требуется, но взимают дорожный налог 25$ и 100 рублей за санобработку автомобиля.

 

Во всех отчётах о поездках по Памиру пишут, что качество топлива в Таджикистане никудышное. Увы, мы не станем исключением и подтвердим: качество ужасное. Нас спасали октано – и цетаноповышающие присадки.

На Памирском тракте стоят двенадцать блокпостов. Ничего страшного в них нет, обычная регистрация, но к ним надо быть готовым. Здесь пригодятся ксерокопии паспортов, списки группы с паспортными данными, перечнем автомобилей и указанием госномеров, заверенные печатью. Первый пост в Лабиджаре, проверка документов – и мы подъезжаем к реке Пяндж с грязной водой и мощным завораживающим потоком. На той стороне Афганистан. Взгляд волей-неволей пытается что-нибудь там рассмотреть. Строения афганцев очень необычные – ступенчатые, да и сельхозпосадки расположены террасами. Вверх, по реке Бартанг, дорога уходит в сторону Усойского завала. Более ста лет назад из-за обвалившихся скал здесь образовалось Сарезское озеро – объект изучения ЮНЕСКО. Но в наших пропусках специальной отдельной строкой прописано: «Кроме озера Сарез».

 

????????????????????????????????????

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Все организации в Таджикистане работают ровно до 17:00. Иностранный турист должен зарегистрироваться в течение трёх суток после прибытия (исключая праздничные и выходные дни). Порядок получения регистрации регулируют «Правила пребывания иностранных граждан», утверждённые постановлением правительства Республики Таджикистан. К сожалению, процедура в этих правилах точно не прописана, поэтому каждое отделение милиции трактует их по-своему.
Есть несколько вариантов получения регистрации:
1. найти гражданина Таджикистана, который согласится «прописать» у себя иностранца, и регистрацию выдадут в тот же день;
2. переночевать в гостинице. Многие таджикские отели делают регистрацию за дополнительную плату;
3. обратиться в турфирму – вас могут зарегистрировать, даже если вы не пользуетесь ее услугами.
Стоимость зависит от алчности человека, который будет вам помогать. При этом надо понимать, что ни один житель не сможет прописать у себя большую группу. Ну, либо опять же за дополнительные деньги. Восток – дело тонкое.

Любуясь пейзажами, мы доехали до Хорога – столицы Бадахшана. Он расположен на высоте 2200 метров на узких террасах долины реки Гунт в месте её впадения в Пяндж и вытянут в длину почти на десять километров. В 1896 году, когда по Пянджу была установлена государственная граница между Россией и Афганистаном, в маленьком кишлаке Хорог построили пограничное укрепление, состоявшее из двух каменных домов и казармы. С тех пор кишлак разросся, превратившись в уютный и светлый городок.

На территории Таджикистана много горячих источников. И один из них находится здесь, рядом с Хорогом. Минеральный источник Гарм-Чашма расположен на высоте 2325 метров над уровнем моря, на западном склоне Шахдарьинского хребта. Ему не одна тысяча лет, так как только за многовековое существование могло образоваться громадное травертиновое отложение (известковые натёки), каскадами ниспадающее к реке. Эти каскады ярко-белого, желтоватого и бурого цветов тянутся в виде изогнутой горки. Температура в бассейнах очень высокая – около 50–60 °С.

 

????????????????????????????????????

 

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Вся восточная часть страны – это Памир, который входит в пограничную зону Таджикистана, а туда необходимо сделать пропуск. Это всего лишь формальность. Получить его можно в посольстве Таджикистана или в миграционной службе. Стоимость оформления пропуска различается в разных местах, но в среднем составляет 10–30 долларов. Торг уместен.
Внимание! Если вы соберетесь на высокогорное озеро Сарез, вам нужно будет получить отдельное разрешение.
Официально в погранзоне вы должны иметь при себе четыре документа: паспорт, миграционную карту, регистрацию и пропуск в погранзону. Для прохождения блокпостов сделайте несколько ксерокопий паспортов и списки группы с паспортными данными, перечнем автомобилей с указанием госномеров, заверенные печатью.

Наш дальнейший путь лежит в долину реки Шахдара, одну из самых заселённых и красивых долин в Бадахшане. Живописные кишлаки окружены полями зерновых посевов, рощами тополей, зарослями орешника и фруктовыми садами. Здесь же начинается дорога к пику Маяковского (его отметка – 6096 метров над уровнем моря, что на полкилометра выше самой высокой точки России и Европы – горы Эльбрус).

 

010_8

 

Обязательной программой любого нашего путешествия является посещение исторических достопримечательностей и музеев. В пятнадцати километрах западнее Ишкашима, близ кишлака Намангути, находится одна из древнейших крепостей Западного Памира, вернее, её руины, –– Каахка (III век до н. э.). Называется она так по имени легендарного богатыря, царя сиахпушей-огнепоклонников, и возвышается на скале посреди долины. Вытянутые в длину на 675 метров мощные двойные стены из камня и сырцового кирпича укреплены 56 круглыми и квадратными башнями с бойницами.   

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
«…Три крепости соединяет старинное предание об огнепоклонниках сиахпушах – «одетых в чёрное», которое передают из поколения в поколение. Три брата-великана жили в долине, и Кахкаха, самый злой и такой сильный, что мог поднять скалу, владел Каахкой. Зулхашам обладал крепостью в Ямчуне, а младший, Зангибор, – в Хиссоре, в верховьях долины. Напротив Каахки, за спинами ближайших гор поднимается снежная вершина высочайшего пика Гиндукуша – почти восьмитысячный Тирьядж-Мир, обитель богов и волшебниц-пери. На его плече лежит перевал Истраг, ведущий в Индию. Близ этого перевала стоял замок сестры великанов – Зульхумор. Мусульмане не могли одолеть Кахкаху, но пришёл Али, зять Пророка, и своим мечом истребил братьев. Оставшиеся огнепоклонники бежали в Индию… Как ни удивительно, но предание сохранило правдивые детали, и, хотя мусульмане пришли сюда в IX веке, в Вахане действительно обнаружены остатки раннесредневековых храмов огня. Да и по сию пору сохранились обычаи, связанные с его культом, – утром, разводя очаг, хозяйка бросает в него горсть муки с маслом, как это делали древние арии. Невеста, навеки уходя из отцовского дома, сыплет в сапог золу из родительского очага. А под Новруз и другие праздники, когда священнослужитель – халифа – обходит дома верующих, в стенах мазаров-оштон, священных мест памирцев, в особых нишах зажигаются лампады с коровьим маслом… Но легендарные ли сиахпуши возвели Каахку? Молчаливо хранит она древнюю тайну…» («Вокруг света», 12’1992)

 

014_tonemapped_14

img_4161_resize_11

????????????????????????????????????

 

По Пянджу, Гунту и Шахдаре до наших дней сохранилось много подобных крепостей. Сама же Ваханская долина, названная по имени протекающей по ней реки Вахандарья, – одно из удивительнейших мест на земле. А кишлак Ямчун – её ключевой туристический объект. Ямчун находится в 90 км к востоку от районного центра Ишкашим. Здесь расположен знаменитый горячий источник Фатима-Биби. Как и многие места на Памире, источник исторически связан с семьёй пророка Мухаммеда (Фатима – жена пророка), и, надо сказать, он на самом деле обладает чудодейственными свойствами. Вода в источнике круглый год горячее 40 °С, она содержит радон и другие полезные элементы, позволяющие применять её в лечебных целях. Источник бьёт сразу из двух мест в скале, называемых рукавами одежды Фатимы. Причём рукава разноцветные (зеленоватые, желтовато-коричневые) – благодаря отложениям минералов, присутствующих в воде. Около кишлака на возвышенности, защищённая с трёх сторон естественными глубокими каньонами, стоит самая мощная крепость долины. В своё время ее окружали три кольца двойных стен длиной 950 метров с сорока башнями, и она до сих пор производит неизгладимое впечатление своей грандиозностью. Многие стены крепости восстановлены. Ученые считают, что крепость Ямчун была построена более двух тысяч лет назад. Другие имена крепости Ямчун – Кяфир-Кала (Крепость неверных) или Замор-и-Оташ-параст (Замок огнепоклонников). На её территории находился зороастрийский храм. Это подтверждает доисламский возраст крепости. С крепости открывается великолепный вид на половину Ваханской долины и горы Гиндукуша.

Неподалёку, в кишлаке Ямг, в 1843 – 1910 годах проживал местный учёный-самоучка, богослов, каллиграф, музыкант, поэт и изобретатель Суфи Мубораккадам. За его природную гениальность его часто называют Муборак Ваханский и Леонардо да Винчи из Ямга. За свою недолгую, но наполненную добрыми делами жизнь он никогда никуда не выезжал и умер в родном кишлаке, жители которого открыли впоследствии его дом-музей. На просторной поляне рядом с домом стоит вертикальный камень с отверстием – солнечный календарь, созданный Суфи.

Обязательно нужно посетить и кишлак Вранг, единственное на всём Памире место, где над селением, на высоком утёсе раскопан культовый буддийский комплекс IV– VII веков, состоящий из трёхступенчатой каменной ступы, которая возвышается над двором, окружённым высокой стеной с башнями. Рядом со ступой на крутом склоне горы виднеются вырытые пещеры-гроты, в которых жили монахи. Ученые предполагают, что здесь располагался один из центров буддизма тибетского толка.

 

img_4700_resize_17

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Есть и некоторые этические и бытовые моменты. Например, женщины в купальниках в этих местах большая редкость, и местные к такому зрелищу непривычны. Совет будущим путешественницам по Таджикистану: позаботьтесь о закрытых купальных костюмах и рубашках, не ставьте в неловкое положение ни себя, ни местных жителей. В странах Азии овощи и фрукты надо есть с большой осторожностью и обязательно мыть перед едой. Очень опасно покупать на улице готовую пищу, так как нет гарантии, что она сделана чистыми руками, а использованные продукты – надлежащего качества. Такую же опасность несёт вода из ручейков и источников. Пейте только кипячёную или покупную воду в бутылках. И, конечно, не лишним будет перед путешествием укомплектовать свою аптечку необходимыми лекарствами.

Замыкает таджикскую часть Ваханской долины крупный кишлак Лянгар. Это самое высокогорное селение на Южном Памире. Расположено оно на высоте 3000 метров над уровнем моря. Здесь всегда прохладно и ветрено. Лянгар со всех сторон зажат шеститысячниками Памира и Гиндукуша. А чуть выше Лянгара долину Вахана запирает крепость Ратм, стратегический форпост, построенный ещё в кушанскую эпоху.

За Лянгаром начинается подъём на самое высокое после Тибета нагорье в мире – Восточный Памир. Это мир разреженного воздуха, бездонного неба и спящих вечным сном гор. На сотни километров тянутся каменистые пустыни, где почти ничего не растёт, где нет ни зверя, ни человека, а осадков выпадает меньше, чем в Сахаре. Странные, неземные пейзажи. На нагорье расположено озеро Яшилькуль (Зелёное озеро). Названо оно так из-за тёмно-зеленого и бирюзового цвета воды и считается одним из красивейших на Памире. Озеро образовалось много сотен лет назад в результате обвала, вызванного сильным землетрясением и запрудившего долину реки Аличур. Озеро Яшилькуль расположено на абсолютной высоте 3734 метров, температура чистой и прозрачной воды не бывает выше +14 °С. На берегу находится горячий сероводородный источник Иссык-Булак. «На источнике оборудовано место для купания с настоящей фаянсовой ванной», – так пишет путеводитель. На деле ванна оказалось самой обычной, а вода в источнике – чуть тёплой.

 

img_3658_resize_15

 

И вот мы добрались до одной из ключевых точек нашего путешествия – перевала Ак-Байтал (Белая кобыла) на высоте 4655 м. Он расположен в перемычке между хребтами Сарыкольский и Музкол. Ак-Байтал – самый высокогорный автомобильный перевал на Памире и на всём постсоветском пространстве. Для сравнения, наивысшая точка Алтайских гор – гора Белуха высотой 4509 метров. Сказать честно, перевал явно обделён вниманием, там нет ни памятников, ни стел. Даже информационной таблички о рекордной высоте здесь нет. Только внизу, у подножия есть старый указатель с названием и высотой. Зато открывается удивительный вид на долину. Подъем на перевал со стороны Мургаба начинается с 4300 метров. Поэтому никаких особых ощущений из-за перепада высот нет. Поразила только температура воздуха – +14 °С, можно свободно ходить в футболках.

Нам оставалось проехать по Таджикистану совсем немного. Но мы обязательно должны были посмотреть бессточное высокогорное озеро Каракуль (около 3900 метров), расположенное на севере Памира, в районе Заалайского хребта с доминирующей вершиной – пиком Ленина (7134 метров). Это самый большой естественный водоём на территории Таджикистана. Его название переводится как «чёрное озеро». Любопытной особенностью Каракуля является то, что его берега на значительном протяжении покоятся на льду. Лёд залегает и на дне. У учёных нет единого мнения о том, откуда он взялся. Каракульская котловина примечательна ещё и тем, что здесь выпадает очень мало осадков, около двадцати миллиметров в год. Отыскать место для ночёвки оказалось непросто, берега сильно заболочены. Уютная площадка нашлась на небольшом мыске, который покрыт солевым налётом. При этом выезд со стоянки оказался куда веселее, чем въезд. Одна за другой машины попадали в крепкие объятия солончаков, и нам очень пригодились лебёдки и тросы.

 

025_16

 

Ровная поверхность солончака предательски обманчива.
Под тонкой солевой коркой – вязкая глина

 

Дальше наш путь лежал через перевал Уйбулак (4278 метров), в долину реки Маркансу. В давние времена эту долину называли Долиной смерти – куда ни посмотри, повсюду безжизненный галечник. Ни дерева, ни кустарника, ни травинки. Поднимается ветерок – и начинается адская пляска: пылевые смерчи с воем пересекают долину. А по ночам сильные ветры поднимают даже гравий. Маркансу издавна считалась самым гиблым местом Памира. В Средние века здесь проходил Великий шёлковый путь. И далеко не каждый караван добирался до цели. Мумифицированные трупы вьючных животных в долине находили вплоть до тридцатых годов прошлого столетия. Окончательно они исчезли лишь после строительства автомагистрали.

Но наш караван всё же дошёл до финиша. Мы попрощались с прекрасным горным Таджикистаном на перевале Кызыл-Арт (4280 метров) и въехали в Киргизию. Позади девять тысяч километров пути и 23 дня, не похожих друг на друга. Картинки за окном автомобиля менялись каждую минуту, и, поверьте, ни одна из них не была скучной.

 

016_19

 img_4638_resize_18

 


  • Igor Ganusovskij

    Ой, что там за машинка в караване, как будто вездеходный DeLorian затесался 🙂