• Сегодня: Пятница, Октябрь 20, 2017

 

История   30 апреля 2012    620

История прародителя целого класса: серия джипов CJ

История прародителя целого класса: серия джипов CJ

В отличие от легких вездеходов Третьего рейха военные Jeep зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, поэтому уже в 1944 году было принято решение адаптировать их для гражданских целей…

Первый прототип был готов уже к середине 1944 года. Машина называлась Willys-Overland CJ1 (CJ – civilian jeep, «гражданский джип»). Она отличалась от военного Willys MB в основном откидным задним бортом и сцепным устройством.  Вторую версию – CJ2 – собирали малой партией в 45 штук в 1944–1945 годах исключительно для опытной эксплуатации. На некоторые машины даже ставили шильдики AgriJeep, поскольку их выдавали на эксплуатационные тесты фермерам. У CJ2 кроме откидного борта были установлены два вала отбора мощности и ограничитель оборотов двигателя – для подключения различного сельхозинвентаря. А запасное колесо было перенесено на правый борт.

Все для фронта. Новый Willys MD первые три года выпускался только для армии США как М38А. Лишь в 1955 году появилась гражданская версия  Willys CJ5

ОТ «ДВОЙКИ» ДО «ЧЕТВЕРКИ»
Массовое производство «гражданского джипа» началось только после окончания боевых действий в Германии. Новая модель называлась Willys-Overland CJ2A и выпускалась вплоть до 1949 года. От предшественников ее легко было отличить по новой решетке радиатора с большими выступающими фарами – у Willys MB они были утопленные. Кстати, в качестве опции для CJ2A предлагали фары с  хромированными ободками. Двигатель был все тот же четырехцилиндровый с нижним расположением клапанов, рабочим объемом 2.2 л и звучным названием Go-Devil. Мощность составляла 60 л. с. при 4000 об/мин. При этом часть моторов и других агрегатов брали  со склада запчастей для военных джипов.

Коробка передач была трехступенчатая, полностью синхронизированная, раздаточная коробка – двухступенчатая. За дополнительную плату ставили лебедки, валы отбора мощности, защиту радиаторной решетки, усиленную подвеску, защиту карданных валов, подножки, увеличенный радиатор для жарких районов и т. д. Впрочем, список опций не ограничивался утилитарными позициями: он включал и такие предметы роскоши, как сиденье пассажира и задний диван, зеркало заднего вида в салоне, тент, отопитель и даже стеклоочиститель с вакуумным приводом для пассажира. Любопытно, что в первый год выпуска CJ2A предлагали только в двух вариантах окраски – зеленый с желтыми колесными дисками и желтый с красными дисками. Чуть позже цветовую гамму радикально расширили, вплоть до того, что можно было купить джип с красными сиденьями под цвет кузова.

История прародителя целого класса: серия джипов CJ

С другой стороны, прямо на заводе можно было заказать пожарную модификацию, подвеску плуга, бороны и других сельхозагрегатов на гидроцилиндрах, установив при этом утяжелители на переднем бампере. Присутствовала возможность оснастить вторую модель  снегоочистителем, сварочным  аппаратом, генератором, косилкой, мини-экскаватором. Иными словами, значительной части джипов уготовили судьбу рабочей лошадки, утилитарного хозяйственного шасси. И расчет во многом оправдался: всего до 1949 года  продали 214 760 «двоек».

Однако Willys CJ2A устраивал не всех. Особенно в северных штатах, где зимой временами бывают довольно серьезные морозы. Решением проблемы стали быстросъемная стальная крыша с боковинами и нормальные (не полотняные) дверцы – разумеется, без стеклоподъемников. В основном их предлагали небольшие фирмы, занимавшиеся тюнингом джипов. Собственный полноприводный универсал (а также пикап и фургон)  с базой, расширенной с 2032 до 2642 мм, Willys-Overland начал предлагать с 1947 года. Однако комфортабельные джипы зачастую имели только задний привод. Впрочем, подробнее о них в другой раз. 

Willys-Jeep Station Wagon 1949 г.
Микроавтобусы на шасси Jeep стали очень популярны в Юго-Восточной Азии

В 1949 году на смену второй модели пришла третья – CJ3A. Основные отличия – цельное лобовое стекло без перемычки, вентиляционные лючки прямо под стеклом, усиленная подвеска, чуть укороченный кузов, немного сдвинутое назад водительское сиденье. Мощность двигателя за счет увеличения степени сжатия поднялась до 63 л. с.  Для сельского хозяйства выпускали специальную модификацию Farm Jeep с валом отбора мощности.  Она продержалась на конвейере вплоть до 1954 года, когда американские фермеры окончательно утратили интерес к идее пахать землю на джипе.

В 1953 году произошло два важных события. Первое – Willys-Overland из-за финансовых проблем потерял самостоятельность и стал отделением концерна Kaiser. Второе – в производственной программе появился новый мотор Hurricane с верхними и нижним клапанами одновременно. При том же рабочем объеме, что и раньше, он развивал мощность 72 л. с. (позже 75 л. с.). При этом он был выше старого нижнеклапанного Go-Devil, из-за чего новый Willys CJ3B пришлось снабдить непропорционально высокой радиаторной решеткой. Модернизированная третья модель продержалась на конвейере до 1968 года.

История прародителя целого класса: серия джипов CJ

В том же 1953 году новый хозяин Willys – слово Overland ушло из названия – закрыл программу выпуска «промежуточного» джипа, модели CJ4 (база 2057 мм), который представлял собой нечто среднее между  появившейся через два года моделью CJ5 и CJ3B. Было выпущено около десяти машин, из которых до нашего времени сохранилось только две.

СНОВА НА СЛУЖБУ
25 июня 1950 года началась корейская война, на которую США отправили почти полумиллионную армию. Выпущенных во время Второй мировой войны Willys MB не хватало для нужд военных, и поэтому они потребовали новую машину. Ею стал Willys MC, более известный как M38. Автомобиль подготовили очень оперативно – в том же 1950 году первую партию отправили на фронт. От базового CJ3A «армеец» отличался главным образом защищенным от воды 24-вольтовым электрооборудованием (два аккумулятора располагались в герметичном отсеке) и усиленной рамой. Кроме того, M38 можно было оснастить шноркелем для форсирования рек.  В 1951 году построили несколько экземпляров (точное количество неизвестно) джипов M38E1 на базе прототипа CJ4, в том числе и с длинной базой.

Вместо трактора. Первые сорок пять Willys CJ2 (1945 г.) тестировались именно как мини-тракторы. Поначалу фермеры были довольны

В 1952 году на смену M38 пришел совершенно новый M38A1 (Willys MD), который чуть позже превратился в гражданский CJ5. Выпускали M38A1 до 1971 года (для армии США до 1957 года), и его суммарный тираж составил более 100 000 экземпляров.  Производство модели MD наладили и в Корее (под названием KIA KM410), а затем и в Иране (Shahbaz 4WD). С 1953 по  1963 год армия закупала небольшие партии (около 6 тысяч) санитарных M170, которые можно было легко отличить от появившегося чуть позже гражданского CJ6  по широкому вырезу в правом борту для удобства погрузки раненого.  Практически одновременно (1952–1964 годы)  выпускали и военную версию Jeep CJ3B – M606, в основном поставлявшуюся на экспорт. От гражданского прототипа «шестьсот шестой» отличался незначительно.

Стоит отметить, что M38A1 вошел в историю как единственное и неповторимое шасси для атомного миномета M388 Davy Crockett, стрелявшего ядерными боеприпасами малой мощности (0.01–0.02 Кт) на расстояние выстрела из снайперской винтовки – до двух километров. Чего, впрочем, вполне хватало, чтобы расчет не получил опасной для жизни дозы радиации при взрыве.  Большинство из этих самоходных минометов было сосредоточено в Западной Германии в ожидании возможного советского танкового наступления.

Пожарный. В конце 50-х Willys выпускал специальные автомобили для тушения лесных пожаров

«ПЯТЕРКА» И «ШЕСТЕРКА»
В 1955 году в модельном ряду теперь уже отделения  Willys произошли серьезные изменения. Военная модель M38A1 после серьезного упрощения  (электросистема на 24 В была заменена на 6 В) превратилась в доступный всем желающим CJ5. Новый гражданский джип было заметно больше старого CJ3B при весьма незначительном увеличении массы (982 кг против 968 кг).  База «пятерки» составляла 2057 мм (против 2032 мм  у «тройки»), длина – 3420 мм (против 3300 мм). Но наиболее ощутимо новый вездеход прибавил в ширине – 1828 мм против 1750 мм у предшественника. При этом несколько уменьшился дорожный просвет – 200 мм против 224 мм у CJ3B. Все это весьма положительно сказалось на устойчивости, что было немаловажно, поскольку максимальная скорость CJ5 уверенно приблизилась к 100 км/ч.

Ровно через год подвергли конверсии и M170 — он получил цивильный индекс   CJ6. За счет увеличенной до 2565 мм базы он стал ощутимо длиннее CJ5 – 3950 мм. В стандартной комплектации «шестой» шел только в двухместном исполнении — его  позиционировали как доступный пикап грузоподъемностью 680 кг.

Пошел по рукам.  
В 1969 году Kaiser продал бразильский филиал Willys компании Ford. Некоторое время Jeep CJ5 выпускался как Ford CJ5

Любопытно, что в 1961–1965 годах в небольших количествах выпускали дизельные модификации CJ5 и CJ6, которые оснащались двигателем английской фирмы Perkins – моделью Four 192 рабочим объемом 3.15 л и мощностью 62 л. с. при 3000 об/мин.

ДЖИП В СМОКИНГЕ
В начале 60-х гражданский джип отделения Willys был в зените славы. Его активно копировали в Европе и Азии. Он  отлично продавался на всех континентах, разойдясь тиражом, многократно превосходящим всех конкурентов вместе взятых. Однако в 1961 году произошло неизбежное. У серии CJ появился новый опасный соперник  – International Scout (подробнее см. 4×4 Club № 10’2011), который превосходил Jeep CJ5 по всем статьям. Scout был крупнее, а значит, просторнее и комфортабельнее, у него были нормальные дверцы, наконец, мотор у него оказался ощутимо мощнее.

Ничего лишнего. Простая комбинация приборов, расположенная в центре панели, почти не менялась с 1952 года

Ответом на этот вызов стал запланированный на 1962 год Jeep Wagoneer (подробнее см. 4×4 Club № 6’2011). А для тех, кому он казался слишком большим, оперативно подготовили дорогую версию Jeep CJ5 Tuxedo Park Mark III. От стандартной ее отличали хромированные бамперы, крышка бензобака и защелки капота.

Кроме того, появились пусть и скромная, но все-таки шумоизоляция  и шикарная с виду обивка сидений под английскую телячью кожу. В придачу «джип в смокинге» (Tuxedo – в переводе с американского сленга означает именно «смокинг») оснащали запаской в чехле под цвет тента и салона, обивкой задних колесных арок, превращавшей их в мягкие подлокотники, и целым рядом других приятных мелочей, которые покупателю обычного CJ5 предлагали либо за доплату, либо не были доступны вовсе.

А вот более солидный двигатель на CJ5/CJ6 появился только в 1966 году. В этой роли выступил лицензионный Buick V6 рабочим объемом 3.7 л (160 л. с.). Вместе с ним предлагали новую четырехступенчатую коробку передач.  Естественно, для нового «пиджака» четвертой модели все это шло в базовой комплектации. Одновременно в том же году выпустили дорогой вариант серии CJ, получивший имя собственное – Jeepster, а затем Commando (подробнее см. 4×4 Club № 10’2011). Он продержался до 1972 года, когда новый хозяин «кайзеровского» отделения Jeep – American Motors – решил радикально улучшить CJ5, заодно отправив в отставку CJ6.

Спартанец. Типичный Jeep CJ5 60-х годов выпуска. Заднее сиденье, дверцы, мягкий верх и обивку салона предлагали за доплату

Первым делом под капот «суперпятерки» запихнули V8 рабочим объемом 5.0 л и мощностью 150 л. с. при 4200 об/мин. С таким двигателем разгон от 0 до 60 миль в час занимал около девяти секунд. Правда, скорость была ограничена 140 км/ч. Наполовину в шутку, а наполовину всерьез американская автомобильная пресса окрестила новый внедорожник muscle jeep, «сильный джип».

Для того чтобы дать место новой силовой установке (а заодно и новой трансмиссии), колесную базу довели с 2057 до 2130 мм, а капот немного удлинили. При этом бензобак окончательно и бесповоротно переселили из-под сиденья водителя в заднюю часть кузова. Забавно, что при этом подштамповка для горловины бензобака осталась на своем месте. В этом же году дебютировала дорогая версия – Renegade, у которой в стандарте шел не только мотор V8, но еще и легкосплавные колесные диски, задний дифференциал повышенного трения Trac-Lock, дуга безопасности (вскоре она станет стандартом для всех открытых джипов), четырехскоростная ручная коробка передач, усилители руля и тормозов. Через год Renegade, а также некоторые лимитированные версии  обзавелись постоянным полным приводом Quadra-Trac. Причем на выбор покупателю предлагали как «паркетный» вариант, так и полноценный внедорожный с понижающей ступенью в раздаточной коробке.

Спортсмен.  
Jeep CJ5 Renegade (1973 г.). Магниевые диски, широкая резина, дуга безопасности и пятилитровая «восьмерка» под капотом. Отверстие для горловины бензобака возле заднего колеса заварено

Любителям острых внедорожных ощущений машина понравилась.  Правда, при этом многие сетовали на недостаток места для задних пассажиров – «фирменную» особенность всех гражданских джипов, начиная еще с CJ1.  Дабы исправить положение, у новой модели CJ7, дебютировавшей  в 1976 году, колесную базу растянули до 2370 мм. Это позволило одним выстрелом перебить толпу зайцев.  Во-первых, удалось установить нормальные, а не изогнутые, как на «пятерке», стальные дверцы с картами из кожзаменителя. Естественно, быстросъемные. Во-вторых, наконец-то появилось место для трехступенчатой автоматической коробки передач. В-третьих, удлиненная база улучшила поведение машины на дороге – CJ7 не так «козлил», как CJ5 . Ну и, кроме всего прочего, «семерка» естественнее смотрелась с новым пластиковым (опять-таки съемным) верхом, чем «пятерка».

Больше комфорта.  
Jeep CJ7 в модификации Golden Eagle отличался крашеными «под золото» коваными колесными дисками и кожаной обивкой

Далее в 1976 году вернулся дизель Perkins, на этот раз рабочим объемом 2.7 л (70 л. с.). С 1980 года его заменил более надежный и дешевый дизель Isuzu 2.4 л мощностью 60 л. с, а позже появился дизель Renault той же мощности. Основным же мотором для обновленных гражданских джипов на долгое время становится рядная «шестерка» AMC, которую в 70-х годах предлагали в двух вариантах: 3.8 л (100 л. с.) и 4.2 л (110 л. с.). С первым вариантом под капотом Jeep CJ7 образца 1977 года развивал скорость 117 км/ч, зато разгон  от 0 до 60 миль в час занимал  11.4 секунды. Впрочем, в первой половине 80-х на джипы временно вернули новые четырехцилиндровые экономичные моторы.

Очередной новый хозяин — Renault — отправил CJ5 в отставку в 1983 году. «Семерка» дожила до 1986 года. Однако производство многочисленных клонов в Иране, Южной Корее и некоторых других странах продолжалось до второй половины 90-х годов, превратив CJ в самый массовый и самый «долгоиграющий» внедорожник  всех времен и народов.