• Сегодня: Четверг, Февраль 22, 2018

 

ATV Club   18 июня 2012    457

На квадроциклах в Ломоносовский район Ленинградской области

На квадроциклах в Ломоносовский район Ленинградской области

Пригороды Санкт-Петербурга богаты интересными местами. Несмотря на достаточно плотную застройку и «освоенность» территории, в них есть еще немало уникальных объектов, добираться до которых лучше всего на ATV. В очередной уик-энд команда квадроциклистов CFMOTO-Клуба отправилась исследовать Ломоносовский район Ленинградской области…

ентр Ломоносовского района, город Ломоносов, при своем рождении в 1710 году получил название Ораниенбаум. Да и городом он стал лишь 70 лет спустя, а создавался как загородная резиденция Александра Меншикова — сподвижника Петра Первого. С таким названием он и оставался до 1948 года, когда ему дали имя в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В самом городе тоже много чего можно посмотреть, но для этого не нужны квадры. Мы же нацелились на серьезное путешествие.

До места старта в окрестностях города Сосновый Бор мы добрались на машинах с прицепами, на которых стояли наши квадроциклы. Автомобили и прицепы оставили на одной из турбаз, расположенных на берегу Финского залива, и двинулись вдоль побережья, в сторону форта Красная Горка. Ехать на квадроцикле по берегу Финского залива не так легко, как это можно предположить. Далеко не вся береговая линия представляет собой песчаный пляж. Местами россыпи крупных валунов создают настоящие триальные спецучастки. Здесь есть где проявить умение работать газом и тонко чувствовать развесовку. Иногда проще съехать в воду и двигаться вброд, вдоль каменных гряд. Однако в мутной воде не всегда можно разглядеть скрытое препятствие, и такое «каботажное плавание» может закончиться внезапным столкновением с увесистым бульником.

305-мм установка ТМ-3-12 в музее оборонительных сооружений «Форт Красная Горка»

Дорога в Усть-Рудицу проходима только для квадроциклов или подготовленных внедорожников

Первая цель нашего путешествия — бухта Батарейная. В начале 60-x годов XX века здесь была база опытных подводных лодок. Сохранились топливные хранилища, остатки железной дороги, недостроенный пирс и множество мелких сооружений.  Есть где полазить с фонариком!

На побережье Финского залива можно найти множество оборонительных сооружений различных лет постройки, принимавших участие в самых разных событиях нашей бурной истории. В число таких военных памятников входит форт Красная Горка (N 59 58,550 E 29 19,954). Он был построен в начале 1914 года и помнит Гражданскую войну, кронштадтское восстание, Финскую войну 39–40-х годов и Великую Отечественную. После войны какое-то время форт еще поддерживался в боеготовом состоянии, потом был заброшен, и теперь, пока еще не все сдано в металлолом, местные муниципальные и армейские власти пытаются создать здесь музей.

В конце 60-х в бухте Батарейная находилась база подводных лодок, в 97-м планировали построить порт

Движение вдоль береговой линии Финского залива сильно затруднено из-за россыпей крупных валунов

На подходе к Усть-Рудице нас ожидала серьезная неприятность, от которых, к сожалению, не застрахован ни один путешественник: на одном из квадроциклов разбортировалось колесо. Поскольку это уже не первый случай в нашей практике, с ремонтом справились быстро, используя метод, подсмотренный у дальнобойщиков. Возможны разные варианты проведения этой операции, но суть сводится к одному — нужно взорвать (да, да, именно так — в самом прямом смысле этого слова!) пары бензина внутри колеса, чтобы резкий скачок давления мгновенно поставил борта покрышки на место.

ДЕРЕВНЯ УСТЬ-РУДИЦА, ЛОМОНОСОВСКИЙ РАЙОН (N 59 48,973 E 29 23,480).
Самой деревни давно уже нет. Сначала — огонь Гражданской, потом — Великой Отечественной, разруха и запустение…  Сегодня практически нереально обнаружить здесь следы человеческих поселений. Трудно даже представить, что в XVIII веке в месте слияния Черной речки и речки Рудицы находилась фабрика по производству цветного стекла и смальты для галантерейных украшений и мозаичных работ, основанная самим Михаилом Васильевичем Ломоносовым…

Правду говорят: талантливый человек — талантлив во всем! Много лет он экспериментировал с  окрашиванием стекла, провел тысячи опытов и добился того, что изготовленные им смальты не уступали по своим качествам итальянским, которые были традиционно признаны лидерами. Надо отдать должное — Ломоносов был не только величайшим ученым, поэтом и естествоиспытателем, но и одаренным бизнесменом. Он сумел не только придумать, но и реализовать проект своей фабрики.  Для потенциальных инвесторов и спонсоров он изложил идею проекта в стихах, написав «Письмо о пользе Стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику действительному Ея Императорскаго Величества камергеру, Московскаго университета куратору и орденов Белаго Орла, Святаго Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»:

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса…»

Когда-то в этих краях кипела жизнь. И дороги, очевидно, выглядели несколько иначе…

Остатки склада торпедного топлива для парогазовых торпед в бухте Батарейная

И в 1753-м Усть-Рудица вместе с еще несколькими соседними деревнями была пожалована Ломоносову императрицей Елизаветой. Вскоре фабрика начинает выпускать первую продукцию — весьма востребованные у петербургских модниц бисер и стеклярус.

В период с 1753 по 1765 год на фабрике мозаичных стекол создано 27 портретов и картин, в том числе знаменитая «Полтавская баталия».

Краткая инструкция по восстановлению разбортировавшегося колеса

1. Тщательно удалить грязь с обода и покрышки в том месте, где они должны плотно прилегать друг к другу. Если этого не сделать, воздух будет подтравливать через неплотности.
2. Налить немного бензина по краю обода так, чтобы чуть-чуть попало и внутрь покрышки. Точное количество этого «чуть-чуть» определяется на глаз, с учетом опыта наливающего, и численного выражения не имеет.
3. Поджечь бензин. Желательно делать это при помощи небольшого факела на длинной ручке. Использование спичек или зажигалки может начисто лишить поджигающего волосяного покрова не только на руках, но и на голове.
4. Если в результате поджига бензин загорелся, но взрыва не произошло — необходимо мощным пинком обеспечить движение горючей смеси внутри колеса. Раздастся хлопок, и борта покрышки сядут туда, куда должны.
5. Используя компрессор, довести давление воздуха в колесе до нормы (0,3–0,5атм.).

В 1959-м место расположения бывшей фабрики объявлено памятником отечественной науки и техники, взято под государственную охрану, и на месте главного корпуса установлена памятная стела с надписью: «Здесь работал М. В. Ломоносов. 1753–1765 гг.». Однако сейчас кроме стелы не сохранилось ничего.

В дальнейшем имением владели Константиновы, Раевские, Орловы… В 1820-х сюда, в гости к Николаю Раевскому, приезжал Александр Сергеевич Пушкин. Одной из дочерей Раевского — Марии Николаевне — Пушкин посвятил немало строк. Вряд ли одно лишь желание выпить по чарке со старым кавалерийским генералом заставляло молодого поэта тащиться из Петербурга в этакую даль… Ведь у него не было квадроцикла!

И можно только догадываться, как выглядел Саша Пушкин, проделавший ту же дорогу, что и мы.


Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

Отправить другу