• Сегодня: Вторник, Сентябрь 26, 2017

 

История   25 июля 2012    1 245

У легендарной марки Jeep были весьма любопытные модели

У легендарной марки Jeep были весьма любопытные модели

В течение своей длинной и бурной истории Jeep постоянно экспериментировал, пытаясь понравиться как гражданским, так и военным покупателям. Наследники удачных концепций, прежде всего серии CJ,  выпускаются до сих пор. Наш сегодняшний рассказ о тех, кому повезло меньше. Или не повезло вовсе…

В 1946 году компания Willys начала производство унифицированного семейства универсалов и пикапов, внешне похожих на  обычные джипы серии CJ. При этом они были крупнее, комфортабельнее и могли похвастаться полностью закрытым стальным кузовом. Как и все джипы, универсалы и пикапы пользовались повышенным спросом в странах Латинской Америки. В итоге уже в 1960 году производство большого семейства под названием Rural было налажено в Бразилии. Вначале они ничем ни отличались от прототипов из США. Только в 1967 году Jeep Rural получил новую радиаторную решетку и пухлые передние крылья в стиле легковых автомобилей начала 40-х годов. Автором столь необычной внешности был штатный дизайнер отделения Jeep – Брукс Стивенс.

Rural оснащался рядным шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 2638 см3 и мощностью 90 л. с.  при 4400 об/мин. В 70-х годах, когда Willys был куплен Ford, слегка улучшенный Ford Rural и унифицированный с ним пикап F-75 оснащались мультитопливными силовыми установками, способными работать как на бензине, так и на этиловом спирте. С производства почтенное семейство было снято только в 1981 году.

JEEP + HARLEY DAVIDSON = МУЛ
В 1942 году в США был объявлен конкурс на новый сверхлегкий авиадесантный внедорожник. Среди множества прототипов разной степени работоспособности выделялся революционный Willys WAC (Willys Air Cooled), или Jeeplet. Он отличался беcкапотной  компоновкой, мотоциклетным мотором Harley Davidson мощностью 24 л. с., расположенным в пределах колесной базы, независимой подвеской всех колес и алюминиевой передней панелью кузова. Масса машины составляла всего 450 кг.

Механический мул. Проект WAC (1942 г.) с мотором Harley-Davidson в конечном итоге развился в оригинальную «мототележку»  М274 (1956 г.) без подвески и с откидным рулем

Увы, ни Jeeplet, ни другие концепт-внедорожники так и не смогли пройти всех суровых испытаний в обстановке, максимально приближенной к боевой. Но необычная конструкция заинтересовала военных, и они заказали еще два доработанных прототипа – WAC-2 и WAC-3 (1944 год). Последний представлял собой моторизированную тележку грузоподъемностью 250 кг, где водитель располагался точно посередине машины.

В 1948 году с учетом новых требований военных была выпущена очередная опытная модель Willys JBC (Jungle Buggy Carrier),  у которой мотор  воздушного охлаждения переехал назад. При этом был сохранен полный привод, а все колеса сделали управляемыми. С точки зрения конструкции это было нечто среднее между «нормальным» джипом и современным квадроциклом. Правда, в отличие и от того и от другого творение Willys не имело вообще никакой подвески. Все толчки смягчали шины низкого давления, а оба моста портального типа жестко присоединялись к раме, выполненной из двух массивных труб.  Поскольку главной задачей, стоявшей перед конструкторами, было снижение веса, то большую часть деталей шасси изготовляли из алюминиевого сплава. 

Неудачник.
В конце 50-х в армии США проходил испытания прототип легкого внедорожника XM443E1, комфортабельный вариант «мула».  В серию он так и не пошел

Но на этом «странности» не заканчивались.  Тормоз на машине был один-единственный – барабанный трансмиссионный с механическим приводом. А трансмиссия (трехступенчатая КПП+двухступенчатая раздаточная коробка) позволяла двигаться со скоростью очень пьяного пешехода – 1.3 км/ч. Вместо руля  была установлена Г-образная рукоятка, как на дешевых автомобилях начала ХХ века.  Благодаря шарниру она легко откидывалась  вбок или вперед, что позволяло управлять  «тележкой» лежа, прикрываясь таким образом от огня противника.  Привычные приборы отсутствовали. Лишь сзади, рядом с двигателем, стоял счетчик моточасов.

В 1956 году «механический мул», стандартизированный как М274, пошел в серию. Теперь его шасси было выполнено в основном из магниевого сплава, что позволило снизить вес машины до 375 кг (при грузоподъемности 400 кг). А место двухцилиндрового занял четырехцилиндровый мотор воздушного охлаждения Willys AO-53, который при рабочем объеме в 876 см3 развивал мощность в 15, а позже и 17 л. с. Максимальная скорость при этом не превышала 40 км/ч. Зажигание – от магнето, запуск – на манер лодочных моторов – осуществлялся инерционным стартером со шнуром.

Испанские  Jeep Viasa  выпускали вплоть до 1983 года, когда их сменил Nissan Patrol

«Мул» стал любимым транспортом солдат во время войны во Вьетнаме. На него устанавливали безоткатные орудия калибром 105 мм, крупнокалиберные пулеметы, а позже противотанковые ракеты TOW. Особенно радовали американских военных компактные размеры «тележки», которые позволяли свободно заезжать на ней в вертолет   UH-1 «Ирокез».  Ее длина составляла  2540 мм, ширина – 1170 мм, высота – 685 мм.  Далее на протяжении 60-х годов машину несколько раз модернизировали. Появились версии A2, A3, A4 с двухцилиндровым мотором АО-42 мощностью 12.5 л. с. В 1965 году вышла последняя модификация А5. Она, во-первых, получила электрический стартер, а во-вторых, ее снова сделали полноуправляемой.

После удачного дебюта М274 в 1958 году Willys попробовал заинтересовать военных «комфортабельной» версией «мула» массой 700 кг и такой же грузоподъемностью. В отличие от своего легкого родственника, XM443 (под таким индексом машина поступила на испытания в армию) мог похвастаться независимой пружинной подвеской всех колес, нормальными тормозами   и сравнительно мощным двигателем воздушного охлаждения (2.7 л, 72 л. с.).  Автомобиль оснащали быстросъемной передней панелью с фарами и лобовым стеклом. Следующая версия, XM443E1 (1959 год), обзавелась колесными редукторами в герметизированных ступицах, для чего пришлось вынести тормоза из колес. Увы, оба автомобиля так и остались прототипами.

Враг пьяницы.  
Битопливный Ford F-75 (1980 г.)  мог работать как на бензине, так и на этиловом спирте

РОДСТЕР, ИЛИ НЕ ВЕЗЕТ ТАК НЕ ВЕЗЕТ
В 1969 году Kaiser Jeep построил необычный концепт-кар – Jeep XJ001 на шасси серийной модели CJ5 с мотором V8 фирмы American Motors. По сути это было нечто среднее между спорткаром, багги и собственно джипом. Автомобиль отличался непривычным для целевой аудитории Jeep двухместным стеклопластиковым кузовом,  по дизайну похожим на американские muscle cars. Верх был складной, багажник – крошечный, зато очень прочная массивная рамка лобового стекла могла сохранить головы экипажа машины в случае переворота.

Автор идеи Джим Энгер пытался сформировать новый облик джипа 70-х. Однако после перехода отделения Jeep из рук Kaiser в руки American Motors оказалось, что для развития проекта элементарно не хватает денег. По той же причине вскоре было свернуто производство серии Jeepster-Commando. Жирную точку на проекте поставила авария грузовика-перевозчика, который сгорел вместе с концептом. А ведь история Jeep могла пойти совсем по другому пути.

Пепел истории. Восьмицилиндровый спортивный концепт Jeep XJ001 (1969 г.) так и не вышел из стадии дерзкого эксперимента. А в 1971 году он, увы, сгорел вместе с грузовиком-перевозчиком

Американо-индийская «буханка» В 1956 году Willys неожиданно выпустил на рынок внедорожник вагонной компоновки. Это был пикап FC-150 (FC расшифровывается как Forward Control, т. е. «управляемый спереди»). Шасси с минимальными доработками было взято от модели CJ5. Отсюда и короткая база в 2057 мм (длина грузовой платформы при этом составила 2 метра!), и четырехцилиндровый двигатель Hurricane F4-134 (2199 см3),  почти выехавший за пределы кабины. Мотор, развивавший мощность в 71 л. с., был прикрыт массивным стальным кожухом, который почти не заглушал шума работы.  Это, к слову, ощутимо сказалось на продажах. Коробка передач – ручная 3- или 4-ступенчатая, на выбор. Кроме того, можно было заказать самоблокирующийся задний дифференциал, вакуумный усилитель тормозов и два вала отбора мощности. Габаритные размеры отличались скромностью: длина – 3744 мм, ширина – 1813 мм, высота – 1966 мм. Масса в снаряженном состоянии – 1489 кг. Максимальная скорость составляла около 80 км/ч.

Американская «буханка».
В 1956 году Willys представил полноприводный грузовик FC-150 с кабиной над двигателем

В 1958 году появилась длиннобазная (2629 мм) версия FC-170 с рядным шестицилиндровым нижнеклапанным двигателем от универсала, который при рабочем объеме в 4438 см3 развивал мощность в 115 л. с.

Одновременно в серию запустили шасси для установки спецкузовов вроде пожарного фургона, «скорой помощи», «технички» и автомобиля для перевозки арестантов. Прощупывалась и возможность серийного производства комфортабельных микроавтобусов. По заказу Kaiser-Jeep германская кузовная фирма Reutter собрала три концепта FC-150 Commuter Van, созданных по эскизам дизайнера Брукса Стивенса. Все они отличались шикарной отделкой и шестидверным салоном, вмещавшим девять человек.

В 1962 году по заказу Военно-морского флота Kaiser-Jeep подготовил несколько прототипов на базе FC-170.  Это были XM676 (пикап с одинарной кабиной), XM677 (пикап со сдвоенной кабиной), XM678 (микроавтобус) и XM679 (фургон). Моряков прежде всего заинтересовали компактные размеры «переднеуправляемых». Ведь это позволяло плотнее загружать трюмы транспортов.

Cлишком смело. Непривычный дизайн концепт-трака на основе армейца XM443E1, увы, отпугнул потенциальных покупателей

Большую часть автомобилей для ВМФ США оснащали двухтактным трехцилиндровым дизелем Cerlist с продувкой приводным компрессором типа Рутс. При рабочем объеме в 2785 см3 он развивал 85 л. с.

Увы, флот закупил около четырех сотен машин и от дальнейших экспериментов отказался.  Не лучше складывалась ситуация и на гражданском рынке. На модель FC возлагали большие надежды, но американцы покупали предтечу советского «уазика»-«буханки» довольно-таки вяло. В лучший, 1957 год удалось реализовать только 9738 экземпляров.  В дальнейшем продажи стабильно падали, несмотря на все усилия.  Даже весьма смелый прототип с низкой кабиной, созданный в начале 60-х годов и представлявший собой нечто среднее между FC и M443E, не вызвал у американцев никаких положительных эмоций. В итоге в 1966 году бескапотный джип был снят с производства в США.

Роскошнно-утилитарный.
Всего три шикарных Jeep FC-150 Commuter Van  было собрано компанией Reutter

Однако это был еще не конец. Лицензию на модели FC-150 и FC-170 почти одновременно приобрели индусы из фирмы Mahindra и испанцы из компания VIASA (Vehículos Industriales y Agrícolas, S.A.). В Индии Forward Control всех модификаций, включая местную FC-160 со средней базой, выпускали до 1999 года. Правда, в 1983 году автобусы на шасси бескапотного джипа получили более современный угловатый кузов, вмещавший 15 человек. Иное дело – испанские версии, которые были существенно модернизированы в 1970 году.  VIASA (позже Ebro) серии SV включала в себя модели Campeador (пикап), Duplex (пикап с двойной кабиной), Furgon (собственно фургон) и Toledo (9-местный микроавтобус). Часть машин комплектовали 4-цилиндровым дизелем Perkins мощностью 57 или 71 л. с. Позже, в начале 80-х, Ebro переключилось на сборку Nissan Patrol (см. 4х4Club № 4’2012).

Любопытно, что в конце марта 2012 года отделение Jeep внезапно построило прототип-ремейк старого доброго «переднеуправляемого». Новый Mighty FC собран на лифтованном шасси Jeep Rubicon с сохранением интерьера последнего. Пойдет ли он в серию? Пока неизвестно. Но после слияния Chrysler c Fiat мы бы не удивились и этому.

Концепты Commuter Van, выполненные по проекту Брукса Стивенса, были шестидверными и девятиместными