• Сегодня: Вторник, Февраль 20, 2018

 

ATV Club   11 октября 2012    29

Югославское турне

Югославское турне

Давно уже нет страны с названием Югославия, но ее горы, море, крепости и форты никуда не делись. Вот по этим достопримечательностям мы и устроили себе внедорожный мототур, ненадолго призвав на помощь и авто…

то для настоящего автомотопутешественника 3000 км? Так, легкая разминка. Но когда на пути пять границ и это Восточная Европа с ее автодорожным бумом, приведшим к многокилометровым пробкам даже на магистральных трассах, то становится жалко бессмысленно потраченного времени.

Поэтому для знакомства с офф-роудной частью Черногории и Хорватии мы взяли билеты на самолет, а уже на месте арендовали Mitsubishi Pajero и договорились об аренде мотоциклов, легких эндуро.


В ЦАРСТВЕ КАМНЯ

Черногория — по-местному Црна Гора или Crna Gora, а в неславянской Европе Montenegro — не зря так называется: горы действительно темные, почти черные. Но они не мрачные, ведь солнца в этих краях много, а там, где солнце, даже черный цвет играет теплыми оттенками. Сначала мы отправились во внутреннюю, горную часть страны. Горы тут, между прочим, настоящие, с высотами под два километра. Районы за городом Никшич в окрестностях поселка Жабляк — это плато с главной асфальтовой дорогой и расходящимися в разные стороны каменистыми грунтовками. Местность напоминает лунный пейзаж, оживленный зелеными лужайками и низкорослыми кустами.

До развала Югославии на множество мелких государств здесь было развито животноводство. Сейчас большинство деревень стоят заброшенные, а жители переселились поближе к морю, где есть работа в туристическом бизнесе. Но, несмотря на общеевропейский кризис, здесь недавно началось бурное развитие. Строятся горнолыжные подъемники и гостиницы, правда, говорят, что финансируют все наши соотечественники.


ПРИЧУДЫ АДРИАТИКИ

Изучив внутреннюю часть страны, мы отправились к морю в район Боко-Которской бухты. Адриатическое море здесь образовало сразу два залива, соединяющихся друг с другом узким проливом с паромным сообщением. Этот район набит достопримечательностями, как пиратский сундук сокровищами. В самом дальнем углу бухты на скалах стоит неприступная Которская крепость, которая начиная с IX века обрастала новыми укреплениями. Подъем в ее главный бастион занимает минимум час пешком, но открывающийся оттуда вид — с яхтами, черепичными крышами и машинами прямо под ногами — того стоит. С остальными интересными местами в западной части Черногории мы знакомились из седел внедорожных мотоциклов. Полуостров Луштице рядом с городом Тиват был передовым плацдармом обороны от различных врагов во все века, поэтому тут стоят и древние крепости, и бастионы прошлого века. Но это еще не все: в укромном месте на обрыве скального берега расположены огромные искусственные гроты. Это не что иное, как брошенные доки для обслуживания подводных лодок. Смотришь на стены и видишь огромные царапины на камнях, понимая: ага, тут подлодка не рассчитала с балластом и немного не вписалась в док.

КРЕПОСТИ И ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ
Тиватская бухта отделена от Боко-Которской горным хребтом Врмац, на котором также есть две интересные крепости: Врмац и Горажда. Они пока не имеют статуса туристических объектов, и поэтому антураж внутри них вполне апокалиптический. Под той из них, что построена во время австро-венгерской оккупации, есть система подземных ходов. По одному мы проехали на мотоцикле прямо сквозь гору.

Неподалеку находятся горный массив Ловчен и одноименный национальный парк, куда разрешен въезд автомобилей и мотоциклов за плату в 5 евро. Здесь находится национальная гордость жителей страны — Негуши, родовое селение черногорской королевской династии Петровичей (с ударением на первом слоге). А неподалеку, на горе Езерски-Верх, расположился мавзолей последнего правителя, черногорского владыки Петра II Петровича Негоша.

Дороги в Ловчене — те, что без асфальта, — назвать грунтовыми сложно. Они каменистые, и на машине трястись по ним удовольствие небольшое. Другое дело на эндуро с его подвесками, как раз настроенными под глотание подобного бездорожья. Ну а особенно этот национальный парк мне запомнился вот такой картинкой. Мы сидели на самой вершине острого хребта, глядя на далекое Адриатическое море, переливающееся бирюзовыми красками, а рядом развлекались орлы. Они катались на воздушных потоках, устраивая настоящие воздушные танцы.

МЕНЯЕМ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР
Побывать в Черногории и не посетить мекку серферов, Велика Пляжа, было бы неправильно. Поэтому мы устроили себе экскурсию по всему побережью, ведь многокилометровый песочный берег Велика Пляжа находится на самом юго-востоке страны рядом с албанской границей. Забавно, но от города Ульцин и далее в сторону Албании впечатление от страны меняется. Помните советские годы, когда все наше побережье Черного моря было застроено сарайчиками типа «летний домик» для сдачи внаем отдыхающим? Здесь, правда, не сараюшки, а древние прицепы-дачи и многочисленные многоярусные строения, но выглядит все тоже не слишком эстетично. Но все это компенсируют мелкий песочек и ровный ветер, главные достоинства этой части побережья.

ТОТ САМЫЙ ДУБРОВНИК
Раз уж Хорватия рядом, то почему бы нам не посетить легендарный Дубровник, подумали мы. И поехали. Тем более что он находится на берегу моря, а ехать вдоль воды всегда приятно. Граница с Хорватией хоть и короткая (всего 14 км), но настоящая — с очередями из туристических автобусов. Но легковушек на ней было немного. Час времени по главной дороге Хорватии, с многочисленными объездами и ремонтами, — и вдали показался Дубровник. Этот город удивительным образом сохранился в том же виде, что и многие века назад. Расположенный на маленьком полуострове, он надежно закрыт по периметру высокими крепостными стенами со рвами и прочими премудростями фортификационной науки. Но самое удивительное, что в этом музейном, почти игрушечном городке живут люди — невзирая на то, что толпы туристов едва расходятся на его узких пешеходных улочках.

У Дубровника есть свой небольшой порт, который в разгул пиратства — был и такой период в жизни города — привечал корсаров. Сейчас многочисленные катера привозят туда и увозят оттуда туристов. Да, все-таки Дубровник — это место, где стоит побывать. Историей тут пропитан каждый камешек. Сидя в кафе на крепостной стене, дегустируя вкуснейшие морепродукты и насыщенное местное вино, глядя сквозь пушечные амбразуры на море, получаешь впечатления такой силы, что в память они впечатываются навсегда.

Напоследок немного выводов. Очень приятно, что общие славянские корни снимают языковой барьер, а доброжелательность местных жителей также добавляет позитива. Есть, правда, две составляющие местного колорита, которые мне лично не понравились. По моим наблюдениям, здесь не принято уступать дорогу пешеходам, что при путешествии с детьми очень неприятно. Ну а второе — до стерильной чистоты Западной Европы черногорским соседям еще очень далеко, хотя мусор уже сортируют на картон и все остальное, да и стихийных свалок тут меньше, чем у нас на родине.

Тем не менее сюда я с удовольствием приеду еще, и не раз.


Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

Отправить другу