• Сегодня: Среда, Сентябрь 20, 2017

 

История   6 мая 2013    1 008

Внедорожники Volvo

Внедорожники Volvo

Полноприводные автомобили Volvo шведы выпускают уже давно. Правда, в основном для собственной армии и прямо-таки гомеопатическими порциями… В начале Второй мировой шведы, уповавшие на свой нейтралитет, не спешили вооружаться.

Армия закупала в основном обычные коммерческие грузовики, лишь слегка приспособленные для военной службы. Однако после оккупации немцами Норвегии и возобновления боевых действий в Карелии шведское правительство крепко призадумалось и все же выделило деньги на специальные полноприводные армейские грузовики. Поначалу это были обычные капотные трехтонки Volvo моделей TLV131, TLV140, TLV141 и TLV142  с бензиновыми рядными верхнеклапанными (OHV) «шестерками», рабочим объемом 5.65 л, выдававшими 105 л. с. при 2500 об/мин.

С кабиной над двигателем. Тягач Volvo TVC образца 1942 года

Раритет еще при жизни.   
Командирский внедорожник  TPV 1944 года. Было построено только 260 штук


АРТИЛЛЕРИЯ И ПЕХОТА

По шведским меркам Volvo TLV было выпущено довольно много – более тысячи экземпляров. На их базе собирали частично бронированные артиллерийские тягачи VPP и  бронетранспортеры VKP. Одновременно специально для артиллеристов малой серией (148 штук) выпустили трехосный тягач TVB, созданный явно под влиянием конструкций французской фирмы Laffly. Автомобиль оснащали шестицилиндровым бензиновым мотором (OHV) рабочим объемом 7.6 л и мощностью 128 л. с. Коробка передач была четырехступенчатая, а крутящий момент на колеса передавался оригинальной и очень сложной бортовой трансмиссией. Ну а для того, чтобы «носатый» вездеход не черпал капотом грязь на пересеченной местности, его снабдили  дополнительной парой передних неведущих колес, позаимствованных от самолета.

В 1942 году шведская армия обзавелась еще одним тягачом специальной конструкции – Volvo TVC (6×6). Двигатель форсировали до 135 л. с. Подобных автомобилей по уже сложившейся традиции построили немного – всего 168, считая несколько экземпляров  TVC2 и TVC3, оснащенных двигателями мощностью 180 л. с. и способных потянуть прицеп массой до 50 тонн. Последний же армейский грузовик Volvo специальной разработки модели TL31 (6×6) был выпущен в 1956 году. Он получил 9.6-литровый дизель от гражданской модели Titan мощностью 150 л. с. (с турбонаддувом – 185 л. с.). Особенностью машины стала турель для зенитного пулемета, размещенная прямо на крыше кабины.  До 1962 года построили 920 таких автомобилей, причем некоторые из них служат до сих пор. После снятия с производства Volvo TL31 шведские военные, дабы сэкономить деньги налогоплательщиков, заказывали исключительно полноприводные версии обычных коммерческих автомобилей.

Тяни-толкай.  Бронеавтомобиль Pbil m/39 Lynx мог похвастать двумя постами управления. Соответственно, экипаж включал в себя двух водителей

Кроме грузовиков в 1941 году фирма Volvo начала строить бронеавтомобили  Pbil m/39 Lynx. Броневик был разработан специалистами фирмы Landsverk еще в 1938 году и предназначался исключительно для экспорта в Данию. Машина отличалась весьма оригинальной компоновкой и довольно сложной конструкцией. Например, двигатель располагался почти посередине со смещением к левому борту. А постов управления было два – спереди и сзади. Причем каждому водителю составлял компанию пулеметчик. При этом m/39 был не только полноприводный, но еще и полноуправляемый.

Вначале машину доукомплектовывала двигателем фирма Scania. Вооружение же и вовсе было датским. Однако специалисты Volvo поставили мотор собственного изготовления мощностью 140 л. с., а также шведскую 20-миллиметровую автоматическую пушку и два 8-миллиметровых танковых пулемета. Несмотря на довольно толстую для бронеавтомобилей той эпохи защиту в 13–18 мм, бронеавтомобиль получился очень подвижным. По хорошей дороге он легко разгонялся до 80 км/ч. Всего построили 48 экземпляров  Pbil m/39 Lynx, из которых 13 после войны перебрались в Доминиканскую Республику, где, по некоторым данным, служат до сих пор. Шведское качество…

С ptybnysv пулеметом на крыше.  Артиллерийский тягач  модели TL31 образца 1956 года

ПОРОСЕНОК
Внимательно наблюдая за ходом боевых действий в Европе и Африке, шведы пришли к выводу, что им требуется легкий внедорожник по образу и подобию командирских вездеходов производства США. То есть нечто прочное, большое и на шасси грузовика. Тем более довоенный шведский автопром явно тяготел к американской конструкторской школе. В качестве основы для будущего вездехода инженеры Volvo взяли укороченное шасси довоенной полуторки модели LV101 и поставили на него упрощенный четырехдверный кузов со складывающейся крышей от длиннобазного седана Volvo PV801. Новый вездеход Terrängpersonvagn (TPV) m/43, он же Volvo 911, получил отключаемый полный привод и блокируемый задний дифференциал. Как и планировалось, шведский «командерваген» вышел довольно крупным: его длина составляла 4.8 м, база – 3.1 м, а ширина – 1.8 м.

Под капотом у него стояла рядная бензиновая «шестерка» модели EC с нижним расположением клапанов. При рабочем объеме в 3670 см3 она развивала мощность 86 л. с.
при 3400 об/мин. Коробка передач была четырехступенчатая ручная, несинхронизированная, что тогда считалось вполне нормальным для вездеходов. Подвеска всех колес – зависимая рессорная. Однако максимальная скорость весьма нелегкой машины – ее масса составляла 2340 кг – достигала 90 км/ч. Всего с 1944 по 1946 год построили 210  TPV.

Поросенок.  Именно такую кличку получил  Volvo TP21 за характерную форму передка

Следующая модель, TP21 Terrängpersonvagn 2, она же P2104, она же Volvo 915, появилась только в 1953 году. Внешне она напоминала предшественницу TPV, однако колесную базу уменьшили до 2685 м, а длину – до 4.7 м. Зато рама стала прочнее и тяжелее, а колеса больше. Кузов типа седан для основной модификации взяли от семиместной легковушки PV830. При этом мягкий верх упразднили как непрактичный в суровом шведском климате. Капот же позаимствовали от легкого грузовика. Крылья и передняя часть имели оригинальную округлую форму, чтобы как-то стилистически связать совершенно разные элементы. В результате машина спереди смотрелась настолько своеобразно, что солдаты немедленно дали ей клички «свиноматка» и «поросенок».

Под длинным капотом располагался шестицилиндровый рядный бензиновый нижнеклапанный мотор серии ED такого же рабочего объема, как и EC. Мощность при этом увеличили до 90 л. с. при 3600 об/мин, за счет чего максимальная скорость у некоторых модификаций поднялась до 105 км/ч. Поскольку TP21 использовали в основном как командно-штабную машину, ее обычно оборудовали радиостанцией. Для питания последней служили две  мощные (190 А•ч) шестивольтовые аккумуляторные батареи с жидкостным подогревом от системы охлаждения двигателя. При этом вторая версия командирского автомобиля отличалась отличной проходимостью за счет приличного дорожного просвета в 250 мм и двух блокируемых при помощи пневматики колесных дифференциалов.

Вагончик.   Volvo 903 отличался компактными размерами и неудобным доступом к двигателю через узкий люк

Дитя унификации.   Полноприводный грузовик TL22 1954 года был создан на основе внедорожника TP21

Выпускали модель 915 до 1958 года, но уже в то время она стала почти таким же раритетом, как предшественница, ведь всего собрали 724 экземпляра. Была предпринята и попытка выйти на рынок гражданской техники. Увы, цивильным покупателям громоздкий – снаряженная масса составляла  2800 кг, – тяжелый в управлении, а главное, очень дорогой внедорожник не понравился. Интерес к 915-й модели появился только после ее массового списания из армии.

Параллельно с моделью TP21 до 1957 года выпускали унифицированные с ней пикапы TL11/12 грузоподъемностью 1.5 тонны, служившие в основном в качестве аэродромных тягачей. Большую часть из них снабжали садистской, учитывая климат Швеции, открытой кабиной. Кроме того, существовала еще и трехосная модификация TL21, которую выпускали до 1959 года. Таких машин построили сравнительно много – 857 штук. Все три грузовые модели комплектовали более мощным, чем у легковой версии, мотором, рабочим объемом 4.7 л и мощностью 105–115 л. с.

Самоходка. Модель Pvpjtgb 9031 разрабатывалась только как носитель оружия

ДЛЯ ЛАПЛАНДИИ
На переломе 50–60-х годов прошлого века военные во всех странах, где имелось хоть какое-то автомобилестроение, проявляли большой интерес к полноприводным автомобилям вагонной компоновки. Шведы не остались в стороне и в 1959 голу приняли на вооружение новый компактный вездеход Volvo 903 (длина – 4 м, ширина – 1.6 м) грузоподъемностью 600–800  кг. Конструктивно он был близок к предшественнику TP21. Все узлы и агрегаты крепились к прочной раме, подвеска – зависимая рессорная, задний колесный дифференциал был самоблокирующимся. Дорожный просвет составлял 285–290 мм. На случай, если этого будет не хватать, Volvo 903 комплектовали лебедкой, установленной почему-то под автомобилем с левого борта.

В начале своей карьеры машина оснащалась рядной бензиновой «четверкой» (1.8 л мощностью 68 л. с. при 4500 об/мин), четырехступенчатой синхронизированной коробкой передач и двухступенчатой раздаткой фирмы ZF. Барабанные тормоза наконец-то получили вакуумный усилитель. Максимальная скорость составляла 70 км/ч.

Только для Лапландии. Гражданская версия «девятьсот третьей» модели C202 Laplander продавалась в основном в странах Скандинавии

«Девятьсот третий» выпускали в трех основных вариантах: открытый с брезентовым верхом, закрытый (с 1966 года), и с 1963 года – специальное шасси Pansarvärnspjästerrängbil (Pvpjtgb) 9031 для установки безоткатного противотанкового орудия калибром 90 мм. Самоходка по компоновке напоминала американский Jeep, если не считать, конечно, торчащего спереди наподобие тарана запасного колеса. Всего же до 1970 года было выпущено 8853 экземпляра серии 900. Мелкими партиями Volvo 903 продолжали выпускать до 1977 года. Затем машину модернизировали в C202 Laplander.

«Двести второй» предназначался в основном для гражданского рынка. Поэтому его постарались осовременить, снабдив зачерненной радиаторной решеткой, по дизайну такой же, как и у средних грузовиков Volvo 70-х годов выпуска. Мотор на него устанавливали новый, рабочим объемом 2 л и мощностью 82 л. с. Скорость повысилась до 115 км/ч, а грузоподъемность – почти до тонны. Выпускали Laplander недолго, до 1981 года, и продавали в основном в Скандинавских странах.

На портальных мостах.  Volvo 303 (1974–1984 годы) отличалась феноменальной проходимостью за счет огромного клиренса в 380 мм

Тем временем на смену Volvo 903 готовили более совершенный вездеход серии 300. После многочисленных испытаний и доработок  он был принят на вооружение шведской армии в 1974 году. Базовой моделью стала двухосная Vovlo C303 с мотором рабочим объемом 2 л и мощностью 94 л. с. Позже двигатель заменили на более мощный (3.0 л, 117 л. с. при 4000 об/мин). Максимальная скорость составляла 70 км/ч. Основными отличиями от предшественника предстали, во-первых, портальные мосты, за счет чего клиренс увеличился до 380 мм, а во-вторых, две блокировки межколесных дифференциалов с пневмоприводом и включение переднего моста кнопкой на панели приборов. Некоторые машины получили центральную систему подкачки шин и кондиционер.

Кузовов было три: пикап, закрытый универсал и открытый фаэтон L4151, на который первоначально ставили безоткатное орудие, а затем и пусковые установки противотанковых ракет. Мизерное количество универсалов попало на гражданский рынок – в основном в качестве пожарных машин. Кроме того, выпускали и версии с колесной формулой 6×6 – Tgb13, или C304. Была построена даже амфибия  С306, она же L4230 (8×8), с герметичным кузовом и водометом, но в этом случае дальше прототипа дело не пошло. Всего же к 1984 году выпустили 8718 полноприводников  трехсотой серии. Они стали последними настоящими внедорожниками фирмы Volvo, о существовании которых большинство фанатов марки даже и не догадываются.