• Сегодня: Среда, Декабрь 13, 2017

 

История   3 июня 2013    1 096

Через год внедорожникам Mitsubishi исполняется 80 лет

Через год внедорожникам Mitsubishi исполняется 80 лет
Старейший японский автопроизводитель и в области полноприводных автомобилей был первым. Правда, старт нельзя было назвать безусловно удачным, но зато каким было продолжение!

Первый внедорожник PX33 автомобильного отделения корпорации Mitsubishi Heavy Industries был построен в 1934 году специально для командования Квантунской армии. Именно построен, потому что массовое производство не предполагалось изначально. Слишком уж полноприводный семиместный автомобиль получился сложным и дорогим. Один мотор чего стоил: позаимствованный у грузовика солидный рядный шестицилиндровый дизель с непосредственным впрыском. Рабочий объем – 6.7 литра, мощность – 70 л. с. при 1800 об/мин. Тяги вполне хватало, чтобы обойтись без понижающей  передачи в раздаточной коробке. Максимальная скорость – 70 км/ч.

Большая редкость. Командирский вездеход Mitsubishi PX33 (1934 год)

Вплоть до 1937 года было собрано всего несколько экземпляров, из которых до наших дней не дожил ни один. Затем, уже в 1988–1989-х годах, в память о первых внедорожных опытах построили несколько реплик на современных узлах и агрегатах от Mitsubishi Pajero. Некоторые из них даже приняли участия в ралли «Париж–Дакар».

В первые послевоенные годы Mitsubishi Motors, как, впрочем, и все остальные японские автомобильные компании, полноприводной техникой не занималась. Продать внедорожники на внутреннем рынке было практически нереально – население жило скромно, армия же Японии по условиям мирного договора не полагалась. На экспорт тоже надежд не возлагали, справедливо опасаясь конкуренции со стороны  английского и американского автопрома.  Все поменялось с началом войны между двумя Кореями – Северной коммунистической и Южной капиталистической. Боевые действия потребовали техники, которую проще и, главное, быстрее было везти из Японии, чем из США или Великобритании.

Долгоиграющий. Mitsubishi Jeep 80-х годов выпуска

ПО ЛИЦЕНЗИИ
В результате уже в начале 1951 года Mitsubishi Motors приступает к сборке американского Jeep CJ3A.  С 1953 года компания одновременно с Willys начинает выпускать Jeep CJ3B (естественно, по лицензии), который от модели «А» отличался главным образом хитрым двигателем  с верхними и нижним клапанами одновременно. При рабочем объеме 2.2 литра он развивал мощность 72–75 л. с. при 4000 об/мин. При этом  новый мотор оказался выше старого, из-за чего CJ3B получил характерную высокую радиаторную решетку и капот. С 1956 года японский джип обзавелся дизелем KE31, который при том же рабочем объеме развивал мощность 56 л. с. при 3400 об/мин (позже 60 л. с.). Скорость с ним уменьшилась на 10 км/ч и составила 85 км/ч.

В дальнейшем японский CJ быстро оброс модификациями. Появилась закрытая короткобазная версия на новой удлиненной раме (1955 год), вначале 60-х дебютировал четырехдверный длиннобазный универсал, выпустили и пикап с короткой и длинной базой. Бензиновый Mitsubishi Jeep поступил на вооружение японских сил самообороны и армии Южного Вьетнама. Причем во время Вьетнамской войны японских джипов в конфликте участвовало чуть ли не больше, чем американских M606 и M38A1. В этом не было ничего удивительного: Jeep CJ3B и его армейскую версию М606 сняли с производства в 1968 году, в то время как лицензионное производство на мощностях Mitsubishi только наращивалось.

Дешево и сердито.
Первый серийный Pajero, спартанский вариант для японского рынка (1982 год)

Только для японской армии. Внедорожник Type 73 на раме Pajero

Сменив несколько двигателей  и трансмиссий, японский Jeep благополучно пережил 70-е годы и легко въехал в 80-е. Предлагалось два варианта карбюраторных  бензиновых двигателей, не имевших уже ничего общего с американскими прародителями. Первый при рабочем объеме в 2.0 литра развивал 100 л. с. при 5000 об/мин. Второй, 2.4-литровый, развивал 110 л. с. при 5000 об/мин. Появился и дизель – при рабочем объеме 2.7 литра он  выдавал 80 л. с. при 3700 об/мин. С 1988 года под капотом обосновался резвый турбодизель мощностью 95 л. с. при 3500 об/мин. С ним маленький внедорожник легко разгонялся до 130 км/ч.

После начала производства Pajero модельный ряд Mitsubishi Jeep постепенно обрезали до одного кабриолета, который в гражданском варианте обзавелся шикарными коваными дисками и дугой безопасности. На конвейере Jeep CJ3B оставался только потому, что вплоть до 1997 года японские военные не могли подыскать ему замену. Лишь с принятием на вооружение Mitsubishi Type 73 Light Truck в 1996-м ветерана  отправили в отставку.

Блеск хрома. Pajero 1984 года в самом дорогом исполнении

Преемник же представлял собой Mitsubushi Pajero с упрощенным открытым кузовом. Двигатель для него предлагали только один – дизель 123 л. с., коробка передач – преимущественно четырехступенчатый автомат. По максимальной скорости он ушел от «старичка» не слишком далеко – она составляла 135 км/ч.

НЕПРИЛИЧНОЕ НАЗВАНИЕ

В 1980 году неторопливую эволюцию японских внедорожников резко нарушили  Toyota Land Cruiser серии 60 и Nissan Patrol серии 160.  В отличие от типичных рабочих лошадок Mitsubishi они были комфортабельными как легковые авто, мощными, а также красивыми и современными – по крайней мере с точки зрения дизайна 80-х. Нужно было что-то решать. И вот в октябре 1981-го на Токийском автомобильном салоне был представлен Mitsubishi Pajero, который пошел в серию уже в следующем году. Вначале его предлагали только в трехдверном исполнении с короткой базой (2350 мм). Кузовов на выбор было два – универсал и кабриолет. Устанавливали их, конечно же, на раму.

Wagon.
Mitsubishi Pajero для азиатских рынков (1983–1990 годы)

Почти самолет. Почетное место на «торпедо» занимал кренометр

Справедливости ради нужно напомнить о двух предшественниках Pajero. Первый – Misubishi Jeep Pajero – появился в 1973-м и представлял собой вышеупомянутый CJ3B, доработанный на манер американских концепт-каров. В частности, он получил спортивные сиденья, оригинальную дугу безопасности, литые диски из магниевого сплава и прочие атрибуты красивой жизни. Второй прототип – Pajero II – увидел свет в 1979-м. Выглядел он простовато – и это при том что руководство Mitsubishi мечтало покорить богатый автомобильный рынок США.

Естественно, что серийный Pajero в максимальной комплектации сверкал как новогодняя елка. Хромированные решетка радиатора и кенгурин, алюминиевый бампер, двухцветная окраска или как вариант замысловатые декали по бокам кузова. Внутри воображение будоражили установленные посередине приборной доски барометр, кренометр и термометр с компасом. Единственная проблема заключалась в названии. С одной стороны, Pajero – это имя дикой кошки средних размеров, которая водится в Аргентине. С другой –  в испанском языке это серьезное оскорбление, нечто вроде онаниста и неудачника одновременно.  Понятно, что в Соединенных Штатах, где латиноязычное население составляет солидный процент, новому японскому джипу ничего не светило. Заодно можно было поставить крест на всей Южной Америке. Поэтому в США, а также в испаноговорящих странах Mitsubishi Pajero был известен как Montero (а в Англии почему-то Shogun). Кроме того, с 1987 по 1990 год он продавался через дилерскую сеть концерна Chrysler под названием Dodge Raider. Причем для экономных покупателей предлагались и псевдовездеходы только с задним приводом.

Почти «паркетник».
Малыш Mitsubishi Pajero Pinin если и уступал старшему собрату, то только в силу размера

Важной особенностью, которая сразу же сделала Pajero популярным, стала передняя независимая рычажная подвеска на продольных торсионах. Сзади при этом располагался обычный неразрезной мост на рессорах. Дополнительный комфорт создавали бесшумная цепная раздаточная коробка и автоматические муфты включения передних колес (передний мост был подключаемым). На бездорожье или в снегу выручал задний блокируемый дифференциал. В Америке, правда, очень быстро появился опасный конкурент в лице Chevy Blazer S10/GMC Jimmy S10 с такой же передней подвеской. Но его вплоть до 1990 года выпускали исключительно с трехдверным кузовом. Raider же в феврале 1983 года обзавелся сначала просто пятидверной версией с удлиненной базой в 2695 мм, а затем еще и вариантом с высокой крышей.

Первоначально Pajero комплектовали тремя вариантами четырехцилиндровых бензиновых двигателей: двумя карбюраторными рабочим объемом 2.6 литра (120 л. с.) и 2.0 литра (110 л. с.) и оснащенным электронным впрыском двухлитровым (145 л. с.). Дизель предлагали один, рабочим объемом 2.5 литра, но в двух исполнениях – «атмосферный» (75 л. с.) и с турбокомпрессором (84–95 л. с.). Максимальная скорость составляла 120–150 км/ч. Коробку передач первоначально ставили только пятиступенчатую ручную.  Впрочем, с 1986 года стал доступен и четырехступенчатый «автомат».

Большой. Мощные версии Mitsubishi Pajero 1997 года часто оснащали широкими шинами и развитыми колесными арками

В 1989 году Pajero сделал серьезный шаг в сторону мощности и комфорта. Под капот поставили  бензиновый инжекторный трехлитровый V6 мощностью 141 л. с. Максимальная скорость выросла до 160 км/ч. Для улучшения управляемости место задних рессор заняли пружины, а в качестве опции стали доступны дисковые тормоза на всех колесах.

В 1991 году дебютировало второе поколение Pajero. Его отличал новый дизайн: светлые пластиковые накладки понизу (правда, не на всех модификациях) и наклонный щиток приборов с огромными «колодцами», в которых прятались тахометр и спидометр. Моторную линейку увенчала V-образная «шестерка» объемом 3.5 литра и мощностью 208 л. с.

Главной же новинкой стала раздаточная коробка SuperSelect 4WD. Ее ставили в основном на дорогие версии с V6. С ней можно было постоянно ездить с полным приводом либо экономить бензин, отключив передний мост. На бездорожье центральный дифференциал блокировался.  На фоне конкурентов – например, Isuzu Rodeo, – которые увлеченно экспериментировали с муфтами включения передних колес c пневмо-, гидро- и даже электромагнитным приводом, это был серьезный шаг вперед.  Второй интересной особенностью стали амортизаторы переменной жесткости. Переключить режимы работы было очень просто – достаточно только щелкнуть клавишей.

В 1997 году мощность топового двигателя повысили до 245 л. с. – 3.5-литровый мотор впервые в мире получил систему непосредственного впрыска бензина с электронным управлением, позволявшую работать на переобедненной топливной смеси. С этим двигателем разгон от 0 до 100 км/ч занимал 10 секунд. Скорость была ограничена 190 км/ч. Кроме того, малой партией был выпущен Pajero Evolution с той же «шестеркой», но «раскрученной» до 6500 об/мин. Ее мощность составила 280 л. с. Чтобы улучшить устойчивость на высоких скоростях, шестицилиндровые версии снабдили широкими шинами, из-за чего передние и задние крылья «распухли» и приобрели характерный спортивный вид, как у гоночных раллийных болидов.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

В 90-х годах семейство Pajero расширилось. Сначала в 1994 году появился компактный Pajero Mini с несущим кузовом и перекрученным до звона – до 7000 об/мин – моторчиком рабочим объемом всего-то 659 см3 и мощностью 54 л. с. (или 64 л. с., если с турбонаддувом). Максимальная скорость малыша составляла 115–130 км/ч. Несмотря на всю свою несерьезность (масса машины – всего 850 кг!), это был вполне полноценный внедорожник, оснащенный постоянным полным приводом с виско-муфтой и понижающей передачей. Правда, продавали его только в Японии.

Почти мотоцикл. Mitsubishi Pajero Mini с моторчиком объемом всего 659 см3!

Затем в 1996 году был выпущен вездеход Mitsubishi Challenger, предназначавшийся в основном для экспорта в США, где он продавался как Montero Sport.  Во многом конструктивно он повторял полноприводный пикап Mitsubishi L200. Например, от последнего была позаимствована задняя зависимая рессорная подвеска (мы намеренно не будем останавливаться здесь на L200 – японским пикапам будет посвящена отдельная статья). Кроме того, машина оснащалась упрощенной системой полного привода. Двигатели только шестицилиндровые, такие же, как у родственника Pajero. Позже внедорожник стал популярным и в Европе, где он продавался под названием Pajero Sport и даже получил дизель и пружинную заднюю подвеску (2000 год). С производства модель сняли лишь в 2010 году, заменив одноименным и концептуально близким преемником. Причем для некоторых рынков старый «спорт» еще два года (с 2008-го по 2010-й) выпускали параллельно с новым. Завидное долголетие.

В 1998 году появился промежуточный между Pajero-«взрослым» и Pajero-«малышом» – Pajero Pinin. Причем первые два года он выпускался только в двухдверном варианте. Автомобиль был задуман как ответ свежим с иголочки «паркетникам» Toyota RAV4 и Honda CR-V. Однако в отличие от последних Pinin мог похвастаться полноценным полным постоянным приводом с понижающей передачей и возможностью отключения переднего моста.  Передняя подвеска, правда, была уже другая. Дорогие торсионы заменил дешевый McPherson. Двигатели – только бензиновые 1.8 литра (114 л. с.) и 2.0 литра (130 л. с.) с непосредственным впрыском бензина GDI.

А что до «настоящего» Pajero, то в 1999 году, к большому огорчению одних и к не меньшей радости других, он перестал быть настоящим рамным внедорожником, получил несущий кузов и независимые подвески всех колес. Но это уже будет совсем другая история.