• Сегодня: Понедельник, Октябрь 23, 2017

 

Подготовка   28 июля 2013    1 764

Походные горелки

Походные горелки

Открытый огонь — источник опасности. А заодно горячей пищи и чая. Рассматриваем самые интересные варианты походных горелок… С тех пор как Прометей подарил людям огонь, у туристов и путешественников началась новая жизнь – холод отступал, еда варилась в котелке, а дикие звери окончательно  признали превосходство двуногих.
Выйдя из зоны лесов, человек – а если точнее, Ф. В. Линдквист в 1892 году – спроектировал модель первого примуса. Это гениальное изобретение спасло жизнь многим путешественникам, но только специально обученные люди могли с ним договариваться (хотя долгое время керогазы коптили на всех коммунальных кухнях). Советские бензиновые примусы нужно было предварительно разогревать сухим спиртом или бензином, они взрывались, плевались огнем, чадили. У них ломались насосы и засорялись форсунки. Тем не менее «Шмели», «Звездочки» и «Огоньки» годами служили верой и правдой альпинистам, спелеологам и туристам-лыжникам.

Появившиеся газовые горелки решили вопрос аварийной опасности, веса и простоты обслуживания. И ассортимент есть для любых целей. Конструктивно же они делятся на горелки с выносным баллоном и модели с жестким креплением баллона к горелке.  Раздельные горелки устойчивее, при необходимости баллон легче подогревать – хотя, напомним, делать это надо с большой осторожностью. Горелки без шланга легче, компактнее и обычно дешевле. Крепление баллонов к ним бывает резьбовым, цанговым и протыкаемым.

Газовая горелка хороша, но и у нее есть недостатки: она плохо работает при низких температурах или в условиях разряженного воздуха, газ нельзя перевозить в самолетах, не везде можно купить баллоны. К тому же при большом их количестве вес снаряжения становится ощутимым.

Поэтому до сих пор не утратили актуальности бензиновые и мультитопливные горелки, работающие на нескольких видах жидкого топлива и на газе. Они нормально функционируют при низких температурах и на высоте, кроме того, бензин сгорает медленнее, его проще достать, да и стоит он дешевле. В качестве недостатков таких горелок упомянем цену, вес, габариты и некоторую сложность эксплуатации.


Dual, мультитопливная горелка (Track)

Мультитопливные горелки – палочка-выручалочка для зимних туристов и альпинистов. В горах и зимой они могут работать на бензине, летом и на равнине — на газе. Модель Dual как раз такая. А еще она мощная и надежная. Благодаря тому, что баллон отделен 40-сантиметровым шлангом, его при необходимости можно подогревать, не прерывая приготовления пищи. Мощность горелки и в бензиновом, и в газовом варианте позволяет приготовить еду на группу от трех до шести человек. Система предварительного нагрева топлива гарантирует экономичную и стабильную работу. Три раскрывающеся ножки-держателя для установки посуды обеспечивают устойчивость и позволяют ставить посуду с большой площадью основания. В комплект входят горелка, емкость для жидкого топлива с насосом, переходник для газового баллона, тканевый чехол.

Sumo Group Cooking System (Jetboil Sumo)
Не прошло и 10 лет с тех пор, как Jetboil взорвал рынок, выпустив оригинальную интегрированную систему из газовой горелки и кружки. Причем со стороны «пользователя» кружка термоизолирована. А со стороны горелки технология FluxRing (этакий «радиатор наоборот») концентрирует тепло, уменьшая время закипания и сокращая расход топлива. Завоевав огромное число поклонников, компания стала улучшать горелки, экспериментировать с аксессуарами и размером кружки. Например, выпустила систему Sumo Group Cooking. Она состоит из всепогодной горелки Sol, которая благодаря технологии Jetboil Thermo Regulate стабильно работает на ветру при температуре до -6 °С, и кружки Sumo Companion Cup объемом 1.8 л. Все компоненты – горелка с пьезоподжигом, держатель для установки традиционной посуды, подставка под баллон и он сам – пакуются в кружку и закрываются крышкой с отверстием для питья, носиком для наливания и ситечком, что уменьшает объем возимого скарба. Из оригинальностей радует не входящая в комплект подвесная система HangingKit (1590 руб.), позволяющая готовить даже на восхождении по отвесной стене.

FMS-116T, титановая горелка (Fire Maple)
Если условия экспедиции или обстоятельства диктуют самое жесткое ограничение веса снаряжения, эта газовая горелка то, что надо. При рекордно малой массе в 48 г она обладает мощностью в 3500 Вт, что позволяет вскипятить литр воды за 3 минуты 40 секунд. Легчайшие титановые кронштейны с насечками устойчиво поддерживают посуду весом до 2.5 кг, а для транспортировки  их можно сложить и убрать горелку в пластиковую герметичную коробочку  с диаметром крышки 70 мм и основанием 20х60 мм. Ваш личный очаг потеряется в небольшом кармане между зажигалкой и коробком спичек.

Огниво FMS-707 (Fire Maple)
Тост героя Джека Лондона Мэйлмюта Кида: «Выпьем за того, кто в пути этой ночью. Чтобы собаки его не сдали. Чтобы спички его не отсырели!» – в данном случае теряет свою актуальность. Огниво поможет поджечь горелку в любую непогоду. Искры высекаются при помощи ножа, который входит в комплект. Соединительная цепочка не дает ему потеряться. Огниво рассчитано на 12 000 ударов.

Температура искры – около 3000 °С. Масса – 39 г. Размер – 85х25 мм. Цена – 540 руб.

Unleaded Sportster 533 (Coleman)
Выпускаемый чуть ли не со времен царя Гороха флагман компании – двухтопливная горелка, надежность которой не зависит ни от температуры окружающей среды, ни от высоты над уровнем моря. Кондовость, размер и вес по задумке конструкторов должны делать прибор неубиваемым. Работает на бензине (знающие люди рекомендуют низкооктановые сорта) и на фирменном топливе. Последнее к нам практически не поставляется, так как его с успехом заменяет известный российский растворитель на основе нефти «Нефрас Бр-2» (распространенные  названия – «бензин «калоша», «чистый бензин» или «бензин-растворитель»), продаваемый в магазинах хозтоваров и автозапчастей за небольшие деньги. По сравнению с обычным бензином «калоша» практически не дает копоти при использовании в Sportster. Система предварительного нагрева топлива гарантирует экономичную и стабильную работу горелки. В комплекте пластиковый чехол, оберегающий горелку от механических повреждений. От себя добавим, что на подставке под посуду лучше все-таки сделать насечки.

Venture (GoSystem)
Диаметр этой легкой и компактной классической газовой горелки делает ее оптимальной для обеспечения едой больших компаний, так как она подходит для посуды с солидной площадью основания. Конструкция в принципе защищает пламя от колебаний воздуха, но, как и в любых других горелках, в плохую погоду ветровой экран лишним не будет. Горелка с мягкой регулировкой пламени оснащена пьезоподжигом.  Складные стойки конфорки с зубчатыми кромками не дают посуде скользить. Производитель рекомендует использовать газовые баллоны GoSystem со смесью бутан-изобутан-пропан или с баллонами аналогичного типа, соответствующими распространенному стандарту EN417.

Campingaz 3 in 1 Grill (CV Version)
Если отсутствие вашей любимой плиты с функцией гриля является единственным аргументом против увлекательного автопутешествия, то в меру портативный, универсальный газовый прибор Campingaz 3 in 1 Grill откроет вам новые горизонты. Под его крышкой вы найдете подставку для кастрюль, решетку для гриля и панель для жарки с антипригарным покрытием.  Гриль при закрытой крышке нагревается до рабочей температуры за 3 минуты. Полезная площадь приготовления в 645 см2 позволяет накормить компанию из четырех человек. Прибор прост в использовании, легко моется – жир, вытапливаемый из пищи, стекает в специальную чашу с водой – и компактен. Оснащенная пьезоподжигом овальная горелка отделена от газового баллона топливопроводным  шлангом. Во время использования прибора баллон должен быть расположен вертикально. Для транспортировки и хранения все части прибора надежно фиксируются.

Редакция благодарит за предоставленные образцы компании «Коулман Восток» (www.coleman.eu),
«Сплав» (www.splav.ru), «Maунтэк» (www.jetboil.ru), «Старт-1» (www.start1.ru) и
сеть спортивных магазинов «Триал-спорт» (www.trial-sport.ru)