• Сегодня: Суббота, Июнь 23, 2018

 

История   1 декабря 2013    1 805

Грузовик Blitz – самый известный Opel всех времен и народов

Грузовик Blitz – самый известный Opel всех времен и народов

Ни один более-менее качественно снятый фильм о Второй мировой войне не может обойтись без двух персонажей – танка Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E  и грузовика Opel Blitz. Первый, правда, обычно представляет собой  фанерную копию, ибо оригиналов сохранилось крайне мало.

А  вот вторым повезло больше – Opel на ходу были не редкостью в Советском Союзе, куда они попадали в качестве трофеев, успев послужить как в вермахте, так и в РККА.

Opel Blitz были нередки в Советском Союзе, куда они попадали в качестве трофеев, успев послужить как в вермахте, так и в РККА

Автомобильный семафор.
Указатель поворотов выполнен в виде качающегося флажка с подсветкой внутри

КИНО И НЕМЦЫ
К сожалению, сегодня самоходный реквизит многочисленных киностудий находится в жалком состоянии. От настоящих Blitz в основном встречаются только кабины. Остальное заимствуется с ближайших аналогов – ГАЗ-51 и ГАЗ-52, так как запасные части Opel к нам не поставлял. Поэтому у тех, кто хочет снимать максимально достоверное кино или участвовать в реконструкциях событий, выбора в общем-то и нет. Если нужна оригинальная «Молния» (так, кстати, переводится с немецкого Blitz), то найти ее можно лишь за пределами бывшего СССР. Именно так и поступили реконструкторы из группы «Викинг», входящей в состав военно-исторического клуба «Красная звезда». Они связались с одним из крупнейших коллекционеров военной техники времен Второй мировой войны Томасом Штурмом, который согласился продать редкий полноприводный Opel Blitz 3.6-6700A грузоподъемностью чуть больше трех тонн. До этого грузовик неоднократно снимался в различных военных фильмах и по требованию режиссеров был перекрашен в серый цвет, хотя изначально был желтым. Заводские таблички свидетельствовали, что он выпущен в 1944 году. Несмотря на почтенный возраст, машина отлично сохранилась. Разве что пришлось поменять истлевшие за почти 70 лет доски кузова. А единственной «неродной» деталью оказалась фигурка дирижабля на капоте, позаимствованная с легкового Opel 30-х годов выпуска. Впоследствии раритет удалось найти в Калининграде, где местные любители военной истории открутили его с утопленного в Балтийском море полугусеничного тягача на базе Blitz. Сейчас автомобиль вновь перекрасили в камуфляж, соответствующий периоду, а также установили на него современный электрический бензонасос для более надежной работы. Во время реконструкции сражений Второй мировой он перевозит различное снаряжение. Пробег при этом, разумеется, минимальный, ибо на «работу» его возят на трейлере.

Повышенный комфорт. Просторная кабина «Молнии» сделана из металла. Однако пороги и некоторые другие элементы – деревянные. Дверные карты – из кожзаменителя

СТРАНИЦЫ ДОСЬЕ
История самого известного Opel всех времен и народов началась в 1937 году. Почти одновременно с разницей в год в продажу пошли две модели – грузоподъемностью 1.5 и 3.1 тонны. И обе были немедленно приняты на вооружение. А в 1940 году по требованию военных выпустили полноприводную версию Opel Blitz 3.6-6700A. По конструкции Blitz весьма близок к американским аналогам. Двигатель верхнеклапанный (OHV) шестицилиндровый с рабочим объемом 3.6 литра и мощностью в начале войны 68 л. с. при 3000 об/мин. Крутящий момент составлял 196 Нм при 1800 об/мин. С 1944 года мощность поднялась до 73.5 л. с. при 3120 об/мин. Этого вполне хватало, чтобы разогнать по асфальту машину с полной массой 6100 кг до 80–85 км/ч, что для  «трехтонки» по европейским меркам было очень даже солидно. Кстати, практически  такие же моторы стояли и на грузовых Chevrolet и GMC. Коробка передач у всех модификаций – пятиступенчатая. Раздаточная коробка полноприводного варианта – на две ступени, расположена посредине машины. Подвеска зависимая, на рессорах, а тормоза гидравлические.

Иду по приборам. Справа от руля расположились спидометр и указатель расхода топлива, слева – тахометр

Из-за своей надежности и удобства в эксплуатации автомобиль сразу же стал невероятно популярным. Пока  Ford и Tatra не вылезали из ремонтов, Opel Blitz спокойно перевозил грузы. Он работал артиллерийским тягачом, транспортировал раненых и боеприпасы, в качестве автобуса служил передвижным штабом. А еще он мог быть топливозаправщиком, походной мастерской, радиостанцией и даже самоходной зенитной установкой. В 1942 году его скрестили с гусеничной ходовой частью от трофейного английского БТР Carden-Loyd Carrier – так получился тихоходный (до 38 км/ч) полугусеничный тягач  Opel Blitz 3.6-36S/SSM по прозвищу Maultier («Мул»).

В 1944 году Альберт Шпеер заставил Daimler-Benz поменять неудачную модель  L3000 на Opel Blitz

В 1944 году история «Молнии» совершила крутой поворот. Рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер переломил сопротивление администрации Daimler-Benz, заставив поменять неудачный тип L3000 на L701 (так стала называться «мерседесовская» версия Blitz). Хотя инженеры Daimler-Benz и настаивали на установке своего дизеля воздушного охлаждения OM175, но довести до ума его не успели. Машины первой партии, сошедшие с конвейера 20 июля, отличались от прототипа только радиаторной решеткой без эмблем и «дирижаблей». Однако всего через 17 дней последовали более серьезные изменения. 6 августа американские бомбардировщики среди белого дня разнесли в пух и прах заводы Opel в Брандербурге. В результате производство «опелевского» Blitz так и не возобновилось до конца войны, а Mercedes-Benz был вынужден перейти на упрощенные кабины из фанеры.

К маю 1945 года разбомбленный завод восстановили, однако война закончилась, и новенькое  итальянское оборудование отправилось в СССР. Всего к этому моменту было выпущено более 133 тысяч «трехтонок» Opel Blitz, включая 25 тысяч полноприводных и 4 тысячи полугусеничных. После некоторого перерыва «Молнии» вновь пошли с конвейеров Daimler-Benz и Opel, оказавшихся на территории ФРГ. В почти неизменном виде они выпускались до 1954 года. Правда, полноприводных машин больше уже не строили, но иногда дорабатывали по особым заказам «демобилизованных армейцев».

Удивительно, но  ГАЗ-53 60-х годов уступает этому старому Opel по комфорту

ТЕСТ-ДРАЙВ В ПРОШЛОЕ
Садясь за руль Blitz, я не ожидал ничего особенного. Да, старый грузовик, да, с богатой историей. Но чем он может меня удивить после GMC CCKW или ГАЗ-63, например? И действительно, на первый взгляд «Молния» – это нечто вроде советского «газона» или американского «джи-эм» в одном флаконе. Круглые приборы на манер ЗиЛ-157 в центре панели. Педали, как и положено, напольные, закрепленные на раме. Имеются отдельная педаль, а не «пятка», включения стартера, и обтянутый кожзаменителем не слишком-то и удобный диван, на котором можно усесться втроем. В общем – грузовик как грузовик. Однако есть и нюансы. Во-первых, любопытная по устройству кабина. Она стальная, но с деревянными деталями. В частности, из дерева выполнены пороги. При этом дверцы по-легковому снабжены картами из кожзаменителя. Американские и советские подобные изделия такой роскоши не имели. Во-вторых, раздаточная двухступенчатая коробка управляется одним рычагом. В-третьих, неожиданно меньшее усилие на педалях, чем на вышеупомянутых аналогах. В-четвертых… Запускаю двигатель – для этого надо повернуть ключ и нажать на четвертую педаль. Он работает явно тише, чем у американского и советского «конкурентов». Включаю передачу – ощущения на рычаге не столь ярко выраженные «металлические», как, например, у всех грузовиков «ГАЗ» – от «полуторки» 1932 года до нынешней «Газели» поколения NEXT. Трогаюсь. Трансмиссия не издает характерного «газоновского» воя. А руль, пусть и традиционно тяжеловатый, как у всех грузовиков 40-х годов прошлого века, но толчки и удары передает на пальцы  совсем не как баранка ГАЗ-63. Подвеска, несмотря на то что кузов машины заполнен не самым тяжелым реконструкторским реквизитом, на удивление мягкая. К сожалению, не удалось попробовать «Молнию» на асфальте – автомобиль ввезен как музейный экспонат и по дорогам общего пользования своим ходом ему передвигаться нельзя.

Фара Notek. C ней можно было двигаться в темноте, не выдавая своего местоположения

Плод унификации. Двигатель позаимствован от легкового автомобиля Opel Admiral

Вот и получается, что при отсутствии каких-либо особых конструкторских ухищрений Blitz и в управлении приятный, и даже в сравнении с ближайшими аналогами весьма комфортабельный. Жаль, что в свое время копию Blitz не стали выпускать на ГАЗе вместо легендарного, но явно менее удобного ГАЗ-51/63. Да что там говорить – ГАЗ-53, на котором мне довелось поездить во времена моей юности, и тот уступает этому старому Opel по комфорту. Удивительная все-таки была машина!

Оригинальная комплектация. Заводской домкрат сохранился с 1944 года


Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Отправить другу