• Сегодня: Четверг, Декабрь 14, 2017

 

История   27 марта 2014    549

Поколения Dodge Power Wagon от демобилизованного солдата до пляжного модника

Поколения Dodge Power Wagon от демобилизованного солдата до пляжного модникаВо второй половине 70-х отделение Dodge Truck изменило образ своих пикапов. Теперь они ассоциировались не с рабочей техникой, а с автомобилями для активного отдыха.  Результаты такой политики оказались неоднозначными…

…1972 год начался для Chrysler как обычно.

На смену серии образца 1961 года пришли легкие и средние грузовики линеек D (4×2) и W (4х4) отделения Dodge, отличающиеся спокойным и даже элегантным дизайном, в котором прослеживались черты легковых автомобилей корпорации. В частности, передняя часть была ненавязчиво стилизована под воздухозаборник истребителя, эдакий последний вздох «аэростиля». Никто и подумать тогда не мог, что это семейство поставит своеобразный рекорд – 21 год на конвейере!

Поколения Dodge Power Wagon от демобилизованного солдата до пляжного модника

НЕМНОГО ПОЛИТИНФОРМАЦИИ
Политическая обстановка в США в начале 70-х была не очень-то благостной. Молодежь, вооружившись идеями Ленина и Мао Цзэдуна, выступала против войны с Северным Вьетнамом, а заодно предавала остракизму «буржуазные ценности» в виде автомобилей, которые были «слишком большими и излишне роскошными, в то время когда дети Африки голодают». Доходило до столкновений с армией и полицией со стрельбой, а некоторые особенно социально активные молодые люди покупали вскладчину новенькие машины, чтобы тут же их публично уничтожить. В знак протеста, понятно. Однако при этом не было зафиксировано ни одного случая, чтобы пострадал, скажем, пикап Dodge D150, даже в самом дорогом исполнении Adventure SE. Наоборот, многие борцы с буржуазией с удовольствием пересаживались на такие «рабочие лошадки». В этот момент Chrysler, почувствовав некие перемены в сознании покупателей, сделал два необычных маркетинговых хода. Во-первых, пикапы в максимальной комплектации украсили собой шоу-румы «легковых» дилеров. А во-вторых, в счет уплаты за них можно было сдать старую легковушку. И особым спросом среди молодежи стали пользоваться полноприводные пикапы. Если в 60-х годах их доля составляла 13 процентов от общего числа проданных легких грузовиков, то к середине 70-х она выросла ровно вдвое. И, конечно, ведя борьбу с роскошью, «революционеры» несколько лукавили. Поколение пикапов 70-х годов почти не отличалось по уровню комфорта от автомобилей, которые они зарывали в землю или разбивали молотками. Например, рулевые колонки можно было регулировать по углу и наклону. Само собой, были кондиционер, магнитофон, радиостанция. Но при этом пикапы традиционно стоили дешевле. В том числе и из-за тесных кабин. Впрочем, этот недостаток был вскоре устранен.

Золотое на черном. Dodge Warlock (1977 год) стал первым пикапом особой серии Adult Toys, разработанной специально для отдыха

КЛУБНАЯ КАБИНА
Если рассматривать новые «крайслеровские» пикапы с точки зрения конструкции, то они ничем не выделялись на фоне конкурентов от GM и Ford. Грузовики Dodge также оснащались дисковыми вентилируемыми передними тормозами, гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов. На них стояли автоматические коробки передач, самоблокирующиеся задние дифференциалы, бензобаки размещались в пределах базы, а не под сиденьями, как раньше. Последнее обстоятельство позволило в 1973 году удлинить кабину почти на полметра, сделав ее полуторной. В «клубной» кабине (от сlub cab) появился отсек для поклажи, в котором можно было разместить два откидных сиденья. Идею сразу же подхватили конкуренты: сначала Ford, потом GM, а затем и японцы.

А вот мощности двигателей пикапов Dodge, впрочем, как и всех «американцев» того времени, снизились. Причина в повальном переходе на катализаторы. Экология требовала жертв, и они были принесены. Степень сжатия и максимальные обороты урезали, а основным бензином на долгие годы стал аналог нашего А-92. Стандартным был рядный шестицилиндровый Slant Six 225 куб. дюймов (3.7 л) мощностью 110 л. с. при 4000 об/мин. И еще ставились «восьмерки» – 318 куб. дюймов (5.2 л), 150 л. с. и 360 куб. дюймов (5.9 л), 175–180 л. с. Но уже с 1974 года на полноприводной технике появились более солидные двигатели рабочим объемом 400 (6.5 л) и 440 (7.2 л) куб. дюймов и мощностью 200 и 230 л. с. соответственно. Такое решение было принято, чтобы чем-то загрузить освобождающиеся производственные мощности, так как вскоре, в 1975 году, наконец-то был прекращен выпуск тяжелых грузовиков с кабиной образца 1958 года (!).

20 лет – не возраст.
После очередного рестайлинга в 1991 году пикапы Dodge Ram не выглядели устаревшими

И еще одно событие, случившееся в том же 1975 году. Полноприводные пикапы Dodge получили постоянный полный привод с двухступенчатой раздаточной коробкой и блокировкой центрального дифференциала.

ОПЯТЬ НА СЛУЖБУ
В начале 70-х годов модификации военного Dodge «три четверти» M601 (он же Dodge Power Wagon WM300) и M37 окончательно устарели и требовали замены. А творение фирмы American Motors M715 (вариация на тему пикапа Jeep Gladiator) оказалось не столь уж и удачным. Однако мнения военных разделились. Одни хотели новый универсальный армейский автомобиль (как раз начались работы по HMMWV, он же Hummer). Другие считали, что для войск, непосредственно не соприкасающихся с противником, достаточно модернизированного коммерческого пикапа. Поступили по принципу «и нашим, и вашим»: проект Hummer начал обрастать деталями, а одновременно запустили конкурс на новый армейский пикап. Победителем стал Chrysler, и в марте 1975 года его Dodge серии D/W 200 был принят на вооружение как М880 (полноприводный) и М890 (заднеприводный). Машины отличались простой комплектацией без гидроусилителя руля, но с трехступенчатой автоматической трансмиссией Torqueflite 727. Мотор – бензиновый V8 5.2 литра и мощностью 150 л. с. На базе пикапа были созданы санитарный фургон М886 и автомобиль для прокладки телефонных линий М888. Выпускали и вариант с более мощным генератором и электрооборудованием на 24 В (соответственно М881 и М891). Всего с 1976 по 1977 год было построено 44 000 таких машин. А на платформе M880 фирма Cadillac Gage выпустила около 700 бронеавтомобилей Ranger, вооруженных пулеметом М60. Они поступили на вооружение полиции, некоторое их количество закупили Люксембург, Индонезия и Филиппины. Этим, собственно, армейские заказы для Dodge и закончились.

Все для рабочего класса.  Псевдодеревянная отделка щитка приборов, электростеклоподъемники и климат-контроль (1981 год). Правда, всю эту роскошь предлагали за дополнительную плату

В клеточку.  В 70-х годах салон и сиденья можно было заказать под цвет кузова

ВЗРОСЛЫЕ ИГРУШКИ
Через пять лет после начала производства пришло время рестайлинга. В моде был брутальный стиль с широкими прямоугольными решетками радиатора. Естественно, что такую получили и все пикапы Dodge. А еще менеджеры решили подогреть интерес к своим автомобилям выпуском лимитированных серий с особой отделкой. В этом они были не одиноки – машины со сложной окраской, виниловыми разноцветными полосами, коваными дисками и дугами безопасности над кабиной предлагали GM и Ford. Но Dodge пошел дальше…

Первой ласточкой стал Warlock, представленный как прототип еще в 1976 году. В отличие от пикапов, щеголявших раскраской в два или три тона, он красился в основном в черный металлик (менее популярные – зеленый и красный). В придачу кузов получил борта из лакированных досок, а сама машина украшалась золотистым кантом и коваными дисками того же цвета. Но это было еще не все! В 1977 году Chrysler представил «Взрослые игрушки» (Adult Toys). Так теперь назывались все автомобили отделения Dodge в специальном исполнении, причем в «игрушечной» комплектации можно было заказать не только пикап, но и внедорожник, и даже фургон.

Для настоящего мачо.  Еще одна машина из серии Adult Toys – Macho Power Wagon (1977 год)

Вслед за Warlock появились Macho Power Wagon – внешне довольно обычный, если не считать раскраски и кованых дисков, и Li’l Red Express Truck. Сразу после выхода в 1978 году «Красный экспресс» стал самой известной «игрушкой». А чуть погодя и предметом охоты коллекционеров из-за его необычного облика с хромированными коваными дисками и двумя вертикальными выхлопными трубами, как на тяжелых грузовиках. В отличие от Warlock он выпускался в основном в заднеприводном исполнении и только с мотором 360V8, сблокированным с «автоматом». Но настырный клиент мог добиться и полноприводной версии…

В 1979 году в рамках рестайлинга пикапы получили сразу две новые передние части. Люксово-парадную с четырьмя прямоугольными фарами в два этажа и простую – с обычными круглыми. И только в этом году можно было заказать очередную лимитированную «игрушку» – модель Prospector.

Двухэтажные фары. В 1979 году пикапы Dodge пережили очередной рестайлинг


ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО БАРАНА

Усилия менеджеров Chrysler по популяризации активного отдыха не прошли даром. Продажи легких грузовиков рванули вверх, причем их большая часть приходилась на дорогие Adult Toys с моторами V8, хромированным декором, раскраской и прочими бесполезными на практике опциями. В то время как рабочие машины вроде версии с четырехлитровым шестицилиндровым дизелем Mitsubishi 6DR50A 4.0 L и мощностью 105 л. с. при 3500 об/мин, спросом не пользовались. Под шумок были сняты с производства модели средней грузоподъемности (серия 700) и солидные бензиновые «восьмерки» рабочим объемом 400 и 440 куб. дюймов – ведь их не заказывали любители развлечений. Как выяснилось позже, это был серьезный просчет и такие моторы стали весьма популярны в середине 80-х.

Увы, к концу 70-х годов общая ситуация в Chrysler сложилась весьма неблагоприятная. Проблемы с качеством, плохое управление, неоправданные вложения средств… Дабы улучшить положение, на пост президента был приглашен талантливый менеджер Ли Якокка, только что уволенный из компании Ford. Так уж случилось, что через считаные месяцы после его прихода в Иране победила Исламская революция. И цены на бензин тут же удвоились! Подобное стечение обстоятельств чуть было не привело корпорацию к банкротству. Ценой невероятных усилий Якокке и его команде удалось спасти Chrysler от краха. Но пришлось кое-чем и пожертвовать. В 1980 году были отправлены в отставку почти все «игрушки». Осталась только модификация Power Wagon, переименованная в следующем году в Power Ram. 

В 1980 году серия Adult Toys была упразднена. Остался только Power Wagon в исполнении Macho

Предшественники Якокки явно перестарались. Продвигая Adult Toys, они добились, что грузовики Dodge перестали восприниматься как рабочие машины. А с ростом цен на топливо спрос на автомобили для отдыха упал. Новое же название Ram («баран») напоминало положительный образ крепких и надежных моделей первой половины 50-х годов, когда эмблемой отделения был именно баран. А для экономии топлива место постоянного полного привода заняла более простая конструкция с подключаемым передним мостом.

В 1981 году все легкие грузовики Dodge (включая пикапы) были осовременены. Появились новая подчеркнуто угловатая радиаторная решетка с крупными прямоугольными фарами и новый щиток приборов. В таком виде семейство выпускалось до незначительного рестайлинга 1986 года. Конструктивные изменения состояли только в установке ваккумного привода включения колесных муфт.

Для армии и полиции. На раму  пикапа Dodge M880 фирма  Cadillac Gage  устанавливала бронекорпус. Так получился бронеавтомобиль  Ranger, вооруженный пулеметом М60

В 1988 году закончилось время старого Slant Six. Его сменил V6 рабочим объемом 3.9 литра и мощностью 125–180 л. с. При этом моторы 5.2 и 5.9 литра получили центральный впрыск. А в 1989 году на легких грузовиках и внедорожниках Ram наконец-то появился турбодизель. Это был рядный шестицилиндровый двигатель фирмы Cummins, который при рабочем объеме в 5.9 литра развивал мощность в 160 л. с. при 2500 об/мин.

В 1991 году старинное семейство обновилось в последний раз, украсившись радиаторной решеткой агрессивного дизайна. По случаю рестайлинга «восьмерки» резко прибавили в мощности. Двигатель объемом 5.9 литра теперь выдавал 230 л. с., а 5.2 литра – 190–230 л. с.  Омоложенный ветеран выпускался еще целых два года, после чего уступил место совершенно новой модели с уникальным дизайном и мотором V10 от суперкара Dodge Viper.