• Сегодня: Вторник, Сентябрь 26, 2017

 

Weekend   27 августа 2007    155

ПО ГЖАТСКОМУ БОЛЬШАКУ

ПО ГЖАТСКОМУ БОЛЬШАКУ

В середине XIX века эту дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта стояли десятки деревень с постоялыми дворами, харчевнями и почтовыми станциями. Интересно, как выглядит эта легендарная дорога сейчас?


…Верста за верстой стелятся под уставшие колеса. Тяжело груженный обоз ползет через лес.

Вот за этим поворотом будет шаткий мост, а в ту горку надо заходить с разгона. Темнеет.

Пожалуй, стоит остановиться на постоялом дворе.

Тем более что там готовят отличные русские щи с пампушками.

Да и время лихое переждать – не ровен час разбойники нападут… Шел 1754 год


…Вот спасибо Денису Васильевичу Давыдову, научил нас, крестьян темных,

как бороться с этими французиками. Подносишь с поклоном выпить-закусить,

а как уснут крепко – их же оружием и перебить… Шел 1812 год


…Это уже четвертая за день атака немецких танков. Снаряды кончились, рация не работает.

Дружок мой Петька, с которым вместе в училище поступали, погиб в прошлом бою.

Ну ладно, сволочи, запомните подольских курсантов! У меня еще две гранаты осталось!

Какой же большой вблизи этот «Тигр»… Шел 1941 год

Вооружившись старинными губернскими картами, ее можно обнаружить на местности и в наше время. И даже попробовать проехать по ней…  В ноябре 1719 года по указу Петра I на небольшой речке Гжать была сооружена пристань. На ней грузились на суда, которые переправляли в Санкт-Петербург товары из южных и центральных губерний России. Возникший впоследствии здесь город был назван Гжатском. Через леса от Юхнова тянулись к нему длинные караваны подвод, везущих пеньку и пряжу, медь и воск, меха и парусину, табак и муку. Бывало, что в месяц в столицу отправлялось до 800 барок. Во время Отечественной войны 1812 года дорога находилась под охраной партизанских отрядов Дениса Давыдова. Благодаря их действиям Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией.

А в 1941 году здесь проходила Можайская линия обороны Москвы. И до сих пор каждый год отряды поисковиков добавляют на мемориалах новые имена погибших на смоленской земле героев.

АСФАЛЬТ, ПРОЩАЙ!

Маршрут начинается в городе, некогда носившем звучное названием Гжатск. И быть бы ему таковым и сейчас, если бы в 1961 году человечество не вышло в космос. Теперь город носит имя своего земляка, первого космонавта планеты. Первые тридцать километров тракта лежат под асфальтом. Дорога идет ровно по линии с севера на юг до первого крутого поворота направо. В районе деревни Силинки прощаемся с твердым покрытием под колесами. Чтобы внести в путешествие элементы приключения, мы решили создать геокешерский тайник, посвященный этой дороге. Причем сделать его пошаговым – задать на разных этапах маршрута вопросы-загадки, а указанные точки подскажут направление дальнейшего движения. Ну что, поехали?

НАЧАЛО ПУТИ

После небольшого брода за Силинками идут распаханные поля, и найти въезд на тракт достаточно проблематично. Постарайтесь обнаружить в точке с координатами N55 09,881 E35 06,218 некий объект. Во-первых, запомните самое большое число, написанное на нем красным, – это будет первый виртуальный вопрос (число А). А во-вторых, здесь как раз и есть начало тракта. С первых метров по лесу приходится продираться по глубокой колее. Это напоминает обычную просеку, но поверьте старинным картам – вы едете по дороге, являющейся ровесницей присоединения Крыма.

Вскоре выходим на большие некошеные луга. Кто бы мог подумать, что всего в 150 километрах от мегаполиса существуют такие заповедные ландшафты. На этих полях впервые можно отчетливо увидеть, что же такое Гжатский тракт. Совершенно явно прослеживается линия дороги. Кое-где она даже возвышается над полями искусственной насыпью. По краям, очерчивая эту геометрически выверенную прямую, растут березы. Да и поля вокруг совсем не простые, а многочисленные урочища – это не что иное, как старинные деревни, стоявшие на тракте. Очень много крестьян жило за счет перевозок по этой дороге. Теперь от поселений остались только огромные пятаки густой крапивы – верной спутницы ушедшего человеческого жилья.

ЯВЛЕНИЕ ДЖИПЕРОВ НАРОДУ

Но не все деревни канули в Лету. Вот, например, одна из них – Савенки. Генштабовская карта сообщает, что двадцать лет назад здесь жили 30 человек. А сейчас из постоянных жителей четыре человека. И один из них, старенькая бабулька в крайнем доме, подслеповато прищурив глаза, с огромным удивлением смотрит на машины «инопланетян». Это, пожалуй, первый транспорт после войны, который приехал с «той» стороны. И, к удивлению, удаляется опять «не туда» – туда, куда тоже давно никто не ездил… Немного побеседовали с «дачниками». Хорошей дороги в деревню так и не сделали. Можно добраться лишь в засуху на «уазике». Здесь, в деревне, в точке с координатами N55 08,497 E35 07,096, второй вопрос виртуальной составляющей тайника: чем отличается «этот объект» от других?

Подъезжаем к броду через небольшую речушку Дубянка. На старинных картах здесь обозначена деревня Дубна. Опять крапива и вековые дубы. В дупле одного из деревьев (координаты N55 06,629 E35 08,201) находится маленький контейнер с числом В.

В годы войны эта земля стала ареной ожесточенной битвы. По округе разбросаны братские могилы, монументы и захоронения советских воинов. В точке N55 06,568 E35 08,465, в поле без единого намека на дорогу или даже тропинку, стоит один из таких забытых мемориалов. Но нет, подъехав, видим свежие венки и покрашенную ограду. Здесь еще один пункт пошагового тайника: определите, какое самое большое число на памятной табличке стелы? Это будет число С.

НА СТЫКЕ ГРАНИЦ

Дальше по тракту стояла деревня Алферово. Понятно, что сейчас ее нет. Пересекаем грунтовую дорогу Темкино – Буркино и оказываемся на несколько сотен метров в цивилизации. Еще одно большое старинное село – Павловское, есть даже сельсовет. Минуем границу областей и опять уходим на бездорожье. Впереди достаточно живописный брод через Истру, левый приток Вори. Слева от маршрута к речке подходит отчетливая трактовая насыпь. Скорее всего здесь был большой мост. Вблизи этого места ищите ответ на очередную загадку.

В точке с координатами N55 02.756 E35 07.630 нужно найти дерево с наростом на стволе на высоте одного метра от земли. Сверху в наросте спрятано число D. Во время поисков будьте внимательны и не угодите в одну из многочисленных воронок, оставшихся со Второй мировой. В войну по тракту проходила узловая военная дорога. Местные жители помнят, как «вот по этой дороге танки немецкие и ходили». Так что этот мост не так давно был стратегическим объектом.

Прямо за бродом справа на старинной карте обозначено крупное село Егорье-Кулеши с крестиком церкви. На «генштабе» же от него остался лишь значок кладбища. В сторону центра от урочища нет даже старой колеи. Густой сплошной лес. Еще немного бездорожья и… видим на пыльной лесной дороге знак «300 метров до ж/д переезда». Забавно встретить на заброшенной лесной дороге переезд со светофором, оборудованный по всем правилам.


ФИНИШ В МЯКОТАХ

В Ивановское мы опять въехали не с «той стороны». Следующие 10 километров тракта через Савино, почти до Захарова, укатаны в асфальт, после которого начинается практически непроходимая часть тракта. Бобры подняли воду и превратили лес в болото глубиной до двух метров. Дальнейшее продвижение возможно только какими-то второстепенными параллельными дорогами, лишь изредка соприкасающимися со старинным путем. Хотя и эту часть скорее всего можно проехать. Но только на очень подготовленной технике и с пилотом, запас фанатизма которого перекрывает возможности автомобиля. Мы не стали рисковать и финальный контейнер тайника заложили в одной из вероятных (или единственной?) точек выхода на существующие ныне дороги – в урочище бывшей Мякоты. Отсюда уже есть грейдер до Извольска, который связан асфальтом с Износками. Для ориентира сход с тракта находится примерно тут – N54 55,764 E35 06,861. А контейнер спрятан под металлическим предметом в точке с координатами N54 56,464 E35 09,281. На случай его разорения запасной виртуальный вопрос (число Е): сколько звезд на ограде захоронения неподалеку (N54 56,434 E35 09,474)?

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ

Этот тайник был заложен во время нашего участия в трофи-рейде «Гжатский
ТрактЪ – 2007», организованном командой московского клуба Land 4×4,
посвятившей немало времени на разработку и прокладку маршрута. Несмотря
на небольшую протяженность, для его прохождения необходим крепкий, не
паркетный внедорожник, и желательно не один. Совсем не лишними будут
грязевая резина, силовые бамперы и лебедки. Трасса не самая легкая, но
и не суперсложная. Надо быть готовым к возможным повреждениям
лакокрасочного покрытия и собственных нервов, которые Гжатский тракт
очень даже может пощекотать. Все указанные промежуточные точки
обязательны для посещения. Зачет взятия тайника «4×4 Club. Гжатский
трактЪ» (см. сайт игры www.geocaching.ru)
выставляется только после получения правильных ответов на все вопросы.
А самый лучший способ взятия этого тайника – присоединиться к рейду в
следующем году. Яркие воспоминия гарантированы!

Благодарим клуб Land 4×4

(www.land4x4.ru) за предоставленные исторические

материалы и помощь

в организации путешествия