• Сегодня: Среда, Февраль 21, 2018

 

Weekend   26 сентября 2007    111

ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШ

ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШ

Этот маршрут мы решили проложить по местам, где еще можно полюбоваться на достижения технической мысли прошлого… Никогда не замирали, глядя на работу механизмов старой швейной машинки, выпущенной при царе Горохе?

Например, какого-нибудь «Зингера» с приводом в одну ручную или ножную силу. Вряд ли сейчас кто-то возьмется такое повторить – это ж руками сделано! Смотришь на старую технику и проникаешься уважением к ее создателям. Жаль, что случается такое уже нечасто – все стоящее давно в частных коллекциях или покоится на свалках.


«…РАЗГОРЕЛСЯ МОЙ УТЮГ…»

В любом доме есть утюг. А знаете ли вы, что его прообраз появился еще в IV веке до н. э.? Любопытная коллекция старинных утюгов собрана в небольшом музее города Переславль-Залесский, что в 130 километрах от Москвы. Оказывается, греки использовали горячие металлические прутья для глажки своих одежд. Римляне устраняли складки на ткани, буквально выбивая их молотками. Гладили белье деревянными скалками, бутылками, кружками с горячей водой и раскаленными камнями. В середине XVIII века появился утюг, в который закладывались горящие угли. Были конструкции, работающие на газу, на пару, на горячих закладных элементах, даже на спирту. Первое упоминание об утюге на Руси относится к 1636 году. В книге записей расходов говорилось о выдаче «кузнецу Ивашке Трофимову пяти алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный». Лишь в начале XX века самые продвинутые домохозяйки обзавелись легким утюгом с электрическим подогревом…

Кое-что из запасников коллекции можно даже приобрести в подарок любимой. Ну или обзавестись памятным магнитиком на холодильник, что мы, прослушав увлекательную экскурсию, и сделали.

ЗДЕСЬ ЖИВУТ ЧАЙНИКИ

Движемся по дороге вдоль западного берега Плещеева озера. Короткая остановка возле дома с веселой раскраской и зазывающей надписью. Кроме посуды здесь, в экспозиции деревенского музея, много старой домашней утвари. Обязательно стоит послушать рассказ экскурсовода. Зачем, например, в избе возле входных дверей «жил» большой железный жук? Да все очень просто – это «ленивец». Наступив и придерживая его одной ногой, с другой, зацепив за «усы», стаскивали сапог. А для какой цели в крестьянском хозяйстве использовался полуметровый, треугольный в сечении осиновый кол? Для защиты от вампиров? Правильный ответ гораздо прозаичнее – для протыкания квашеной капусты и выпуска продуктов брожения из бочек. И таких маленьких открытий жителю мегаполиса предстоит сделать в музее множество.

Еще несколько километров и справа по нашему курсу музей «Ботик Петра I». Проскакиваем его, не останавливаясь. Во-первых, все из участников поездки тут уже бывали ранее. Во-вторых, пугает обилие машин на парковке – в выходной день здесь масса посетителей. Хотя, если будет желание, можно заглянуть и посмотреть на макет первенца Петра I или перекусить в кафе.

В ГНЕЗДО «КУКУШКИ»

Играли в детстве в железную дорогу? Рельсы и стрелки, паровозы и локомотивы, вагоны и цистерны, макеты станций и будок обходчиков – с ними можно было возиться часами, составляя поезда и прокладывая новые пути. А потом зачарованно смотреть, как почти настоящие товарные и пассажирские составы мчатся по почти настоящей железной дороге, и представлять себя то машинистом, то стрелочником. У некоторых же страсть к железнодорожной технике переросла в увлечение жизни. Только паровозы стали побольше. Например, такие, как собранные в единственном в России Музее узкоколеек. Едем вдоль западного берега Плещеева озера (от Музея чайников около 15 километров) и, не въезжая в село Купанское, сворачиваем налево в лес. Еще пара километров по живописному сосновому лесу – и дорога приводит в «мир детства для взрослых».

Узкоколейка – это обычная железная дорога, только расстояние между рельсами у нее меньше. Такие «железки» строились для местных транспортных нужд по всей России. Переславская начала свою работу в середине 30-х годов прошлого века, связав фабрики города с торфоразработками. Во время Великой Отечественной это была основная трасса, по которой топливо поступало жителям Переславля. «Кукушки» – так называли в народе узкоколейные паровозы – эксплуатировали на ней вплоть до 1980 года, перевозя и грузы, и людей. После перестройки это все оказалось никому не нужным – рельсы разобрали, а подвижной парк пустили на металлолом. Хорошо, что нашлись энтузиасты, которые сохранили небольшой действующий участок дороги и немного уникальной техники, в том числе и автомобильной.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЧАЛ

Еще один объект нашей поездки в стиле «техно-ретро» находится в Тверской области. Это один из последних (а может быть, и самый последний) колесный пароход «Достоевский» 1953 года постройки. По GPS-навигатору по прямой до него от Музея паровозов не больше 80 километров, но не обольщайтесь – предлагаем вам самим проложить кратчайшую дорогу через границу областей. Так путешествовать интереснее, да и штурманам неплохая проверка. Вариантов возможных путей множество. Одна подсказка – ориентируйтесь на город Кимры и учитывайте, что мост через Волгу в нем работает в реверсивном режиме. Выехав из Кимр, держите курс на Ильинское и далее на Симоново, проехав которое, сворачиваем направо на грейдер. Далее все время прямо вдоль правого берега Малой Пудицы порядка десяти километров.

По сравнению с паровозами «Достоевс-кому» повезло гораздо меньше. Похоже, что он доживает свои последние годы. Хорошо, что успели посмотреть на него вживую, а не на фото, тем более что у нас с этим «летучим голландцем» были старые счеты. Два года назад весной мы уже пытались до него добраться. Однако глубокий раскисший снег, наличие в команде лишь одной машины и отсутствие точных координат не позволили это сделать. В этот же раз запланированное на выходные мы выполнили на все сто!

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ

Предлагаемый маршрут рассчитан на два дня и проходим на любых стандартных автомобилях (хотя желающие удовлетворить свои джиперские амбиции тоже смогут найти где поразвлечься). Неплохие места возможных ночевок вдоль рек Малая Пудица и Нерль (на стыке Тверской и Ярославской областей). Разбив же маршрут на две части, «паровозную» и «пароходную», можно совершить два отличных однодневных выезда. Не забудьте заглянуть также на сайт современных «кладоискателей» (www.geocaching.ru) – в наиболее интересных точках находятся геокешерские тайники. И обязательно возьмите с собой детей!

Музей утюгов N56 44.102 E38 51.282

Музей чайников N56 43.451 E38 47.362

Ботик Петра I N56 43.506 E38 46.680

Музей паровозов N56 48.137 E38 38.988

«Достоевский» N57 4.355 E37 26.811

Сайт Переславского

железнодорожного музея:

www.kukushka.ru


Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

Отправить другу