• Сегодня: Четверг, Октябрь 19, 2017

 

Путешествие   13 июня 2015    401

Корсика – таинственная и душистая

Многие были во Франции, но Корсика до сих пор лежит вдали от туристических маршрутов и в нашей стране мало кому известна. Впрочем, как это ни странно, и для самих французов остров представляется весьма экзотичной,  далекой «заморской» территорией с диковатым населением, особым статусом и малопонятным языком. Многие островитяне говорят не на французском, официальном языке острова, а на корсиканском – диалекте итальянского, – что неудивительно: Корсикой много веков управляли пизанцы и генуэзцы и только в конце XVIII века она отошла Франции.

Во всяком случае именно такое отношение французов мастерски обыгрывается в популярной  комедии «Корсиканец» с  Жаном Рено (его герой – брутальный борец за независимость Корсики) и Кристианом Клавье (типичным французом, впервые попавшим на остров).

 

КРОВНЫЙ ВРАГ НАПОЛЕОНА

Но все-таки герой Жана Рено – не самый известный корсиканец… В Аяччо, столице острова,  родился сам Наполеон Бонапарт! Его именем названы здесь улица, проспект, бульвар, набережная, фонтан, музей. Естественно, количество бюстиков и бюстов Наполеона в сувенирных лавках не поддается подсчету!

 

 

Лев над пляжем.
Скалу в виде лежащего хищника отлично видно прямо с дороги
из Бонифачо в столицу острова

 

Но мало кто знает, что здесь же, только на пять лет раньше, родился его дальний родственник и личный кровный враг, чудесным образом связанный с Россией, – граф Карл Осипович Поццо ди Борго, офицер русской армии, дипломат, статский советник Коллегии иностранных дел, назначенный в 1814 году послом России во Франции и занимавший этот пост более 20 лет, а затем еще несколько лет  бывший послом России в Англии.

Сам городок показался каким-то маловыразительным. Запомнился лишь великолепный пляж прямо в черте города с бесплатной парковкой. Впрочем, путеводители говорят, что в этом городе есть и отличный музей изобразительных искусств «Музей Феш», где собрана вторая по величине и значимости после Лувра французская коллекция итальянского искусства.

Однако проблемы с парковкой (Defender, например, с багажником да еще и велосипедами на нем редко может заехать в подземные паркинги) и небывалая красота природы острова гонят прочь из городов. Вообще Корсика очень провинциальна и тем замечательна – городки маленькие (кроме Аяччо и маленького Бонифачо на юге, есть еще сравнительно большая Бастия на севере), а села в горах совсем крошечные. На основной трассе через остров иногда трудно бывает  разъехаться двум машинам, особенно в селениях. Никаких объездов нет – горы…

 

 

В пещерках под камнями первобытным людям было
не очень комфортно, зато какие виды!

 

 

Менгиры. Некоторые стоят просто так,
а иные с глазами и улыбаются, смущая туристок…

 

КЛИМАТ ЧУДНЫЙ

Любопытно, что Сардинию (4×4 Club № 10’2014) и Корсику разделяет очень небольшой двенадцатикилометровый пролив, а природа, ландшафты, люди, воздух абсолютно разные. Сардиния резкая, жаркая, по большей части равнинная, со скудной выгоревшей растительностью. На Корсике же, как хорошо написано в одной энциклопедии начала ХХ века, климат чудный! Она, наоборот, мягкая, лесистая, влажная и очень душистая. Последнее, пожалуй, самое главное!

Несравнимый ни с чем аромат делает этот остров совершенно уникальным. Необычайно приятный запах источает маккия – буйная смесь невообразимого множества пахучих трав, цветов, вечнозеленых кустарников, богатых эфирными маслами: розмарина, лаванды, можжевельника, дикой фисташки, мирта и тому подобных. На палящем солнце это изобилие душистой флоры к полудню наполняют атмосферу острова густым, пряным благоуханием, которое, смешиваясь с запахами моря и свежим дыханием гор, кружит голову любому, ступающему на берег.

 

 

ЛЮБИТЕЛЯМ ДРЕВНОСТЕЙ

Люди здесь поселились давно, о чем свидетельствуют археологи, реконструировавшие в разных частях острова поселения древних и даже  очень древних народов. Часто это просто ландшафты с огромными то тут, то там разбросанными валунами. Никогда бы не подумал, что под некоторыми из них много тысячелетий назад жили люди.

Целые семьи веками обитали в маленьких пещерках, расщелинах, промоинах в камнях. Сначала под жилища использовались просто особенности ландшафта, потом древние жители Корсики стали модернизировать каменные глыбы, выстраивать рядом из более мелких камней сооружения, пригодные для жилья, углубляться под землю, мастеря что-то вроде винтовых лестниц.

 

 

Набережная Бастии. Рубка субмарины Casabianca, ускользнувшей
от немцев и героически сражавшейся всю войну

 

 

Унылый городок.  Некоторые дома Бастии имеют вполне трущобный вид.
Единственное украшение города – старый порт

 

На одной из таких археологических площадок около маленькой деревни Филитоса собраны десятки менгиров, первобытных вертикально установленных камней высотой до трех метров, иногда с высеченными на них глазами, носами и даже кинжалами. Их назначение пока неизвестно, но традиция обтесывать огромные камни и ставить их вертикально считается одной из самых устойчивых в истории. И по сей день по разным поводам во всех странах ставят каменные стелы.

Менгиров на острове великое множество. Кроме  Филитосы, их можно увидеть и в других местах раскопок. Есть и дольмены, которым три-четыре тысячи лет, – огромные плоские каменные плиты, водруженные на вертикально стоящие камни. Назначение их также не вполне понятно, но ученые все-таки склоняются к тому, что это погребальные сооружения.

Еще немного о памятниках Франции. Практически в каждом населенном пункте, и Корсика не исключение, стоят монументы в память об уроженцах этой местности, погибших в Первой мировой. По их количеству можно судить о масштабах грандиозной европейской бойни.  Как правило, это десятки человек даже в маленькой деревушке.

 

 

Кроме симпатичных деревушек в лесистых предгорьях можно обнаружить
множество непонятных артефактов предыдущих эпох

 


СТРАННЫЕ ЛАБИРИНТЫ

Филитосские археологические находки описаны во всех путеводителях. Но вот то, что мы случайно увидели на достаточно безлюдной холмистой местности, осталось для нас загадкой – никакой информации об это найти не удалось. В глухом лесу (у нас же внедорожник!) сквозь чащобу на сотни метров тянутся какие-то древние дороги, переплетающиеся самым причудливым образом.  Очень смахивает на огромный двухмерный лабиринт. По обеим сторонам ходов, часто шириной с Defender, из камней выложены стены разной высоты – от полуметра до полутора метров. На укрепления не похоже – уж очень низки. Что это? Возможно, доисторические загоны для животных, как и знаменитые стрелы плато Устюрт: но кому они здесь понадобились? Кругом на километры дремучий лес без пастбищ и лугов…

Может быть, про это сооружение никто не знает и мы случайные первооткрыватели? Вряд ли… Хотя куда более заметные сооружения – огромные крепости древнего Хорезма величиной чуть ли не с египетские пирамиды (4×4 Club № 8’2007) – были открыты для научной общественности совсем недавно, перед Второй мировой войной, несмотря на то что стоят больше двух тысяч лет на совершенно голой узбекской пустынной равнине и видны за километры.

 



Реки на корсике, в отличие от «пересохшей» Сардинии,
настоящие, и внедорожник тут не помешает
 

ДОРОГИ

На Корсике нет автобанов, но основные дороги очень неплохи и живописны. Хотя местные, по которым можно проехать через весь остров, на наш взгляд, интереснее для джиперов. Но они точно сработаны еще рабами Рима! Причем это не фигура речи, а самая что ни на есть реальность: остров же был провинцией Римской империи, а до этого здесь строили дороги финикийцы, греки, карфагеняне… Ну а в начале Средних веков Корсику захватило племя вандалов, которые, похоже, дороги уже не строили, старые не расширяли и редко ремонтировали, особенно в горах.

Кстати, главные герои «Корсиканца» ездят на классической «Ниве», и даже легко уходят на ней от полицейской погони. Никакого художественного преувеличения здесь нет: автомобиль действительно очень подходит для Корсики! Крутые узкие серпантины с не очень хорошим каменистым покрытием, а иногда и вовсе без него, отлично берутся именно на юркой и быстрой «Ниве», способной на большой скорости идти по разбитой дороге.  

 

 


Пробковый дуб. Лучшая кора идет на винные пробки, отходы –
на множество других изделий, вплоть до дамских сумочек

 

Однако гонять на любом автомобиле не стоит: очень часто, особенно в горах, дороги сужаются почти до одного ряда, и перед закрытыми поворотами официально предписано использовать звуковой сигнал – иначе катастрофа неизбежна.

Отдельно надо сказать о дорожных указателях на двух языках – французском и местном, корсиканском. Это, пожалуй, единственный индикатор напряженных отношений Корсики и Франции, который можно заметить невооруженным туристским взглядом: французские надписи старательно и нарочито грубо замазаны краской или с особенной жестокостью прострелены картечью.

 

 

Загадки на каждом шагу.  На вершине горы, вдали от людей…
Что это? Спросить не у кого…

 

Впрочем, туристам  бояться совершенно нечего: внутренние политические проблемы, если они и есть, спрятаны далеко от чужих глаз. Совершенно безопасно останавливаться в многочисленных   кемпингах, которые почти всегда расположены в живописных ландшафтах, прихватив с собой из ближайшего города четыре главных средиземноморских продукта, которые, думаю, были популярны еще у создателей менгиров и дольменов, – сыр, вино, хлеб и фрукты. 


ПРО ЕДУ!

Рестораны в Аяччо и Бастии недешевы, но еда в них, как правило, очень качественная. Особенно хороши мясные блюда – местные животные пасутся вольготно, без стрессов и потребляют в пищу всю ту же ароматнейшую маккию. Про морепродукты и говорить нечего – везде и всегда они самые свежайшие.  

Но я бы посоветовал заглянуть и в заведения, расположенные в маленьких деревушках, – там как-то все по-домашнему, как будто для своих. Кроме того, повнимательнее смотрите на указатели вдоль дорог, часто фермеры вывешивают приглашения отведать у них вина, сыра, меда с маккии – все это отменного качества. Подобными заведениями не надо пренебрегать, если вы хотите прочувствовать местный колорит: на побережье, увы, его найти все труднее. Особенно поражает старинная техника, сработанная на века, – механические весы, винтовые прессы для винограда, огромные медные самогонные аппараты для производства коньяка и кальвадоса, садовый инвентарь, служивший, похоже, все тем же римлянам.

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ  НА ЗАМЕТКУ
На некоторых перевалах жаркой Корсики стоят знаки «Цепи» – но, думаю, летом они все-таки не понадобятся.

Обязательно подавайте сигнал на поворотах горных дорог и сбавляйте скорость, иначе до беды недалеко. Вообще быстро ездить здесь не рекомендуется: на дорогах не редкость встретить домашний скот, да и диких свиней достаточно.

По лесной дороге лучше ехать с закрытыми окнами. Любая безобидная ветка может оказаться с мощными шипами и сильно поранить.

Канистра с запасом топлива никогда еще не была лишней – заправки, особенно в горах, редки.