• Сегодня: Воскресенье, Сентябрь 23, 2018

 

 
Подготовка   3 сентября 2018   

Офф-роуд образование. Часть III. Повороты на грунтовой трассе

Совместный проект журнала «Клуб 4х4» и компании Toyo Tires. Школа высшего внедорожного мастерства. Часть III

Итак, на прошлом уроке мы рассматривали типы встречающихся ям и кочек и то, как нам следует с ними поступать. Кстати, в комментариях часто встречалось недоумение: мол, что же в этом сложного и в чём тут высшее мастерство? Увы, но объём, отведённый журналом под нашу школу, ограничен, поэтому урок пришлось разделить на два. Проявите терпение, читайте дальше и будете вознаграждены. Напоминаем, что в тайны внедорожных раллийных приёмов нас посвящает обладатель Кубка мира по ралли-рейдам, многократный участник «Дакара» и чемпион России, мастер спорта международного класса Константин Мещеряков.

 

 

Не секрет, что большая часть внедорожных поездок в нашей стране проходит по полевым, степным и лесным дорогам (в меньшей степени — по горным). Именно такая езда отнимает довольно много времени и сил, хотя никаких особенных препятствий в сухую погоду на пути обычно нет. Подавляющее большинство водителей едут по пересечёнке со средней скоростью 20–40 км/ч, затрачивая немало времени на прохождение относительно коротких отрезков. Ну или мчат 60–80 км/ч до первой хорошей кочки, после чего в лучшем случае получают по голове прилетевшим из багажника термосом, а в худшем — занимаются полевым ремонтом машины, прикручивая проволокой оторванные амортизаторы и рычаги подвески. Как же правильно двигаться по просёлочным дорогам быстро и безопасно, сохраняя в целости машину и себя?

 

 

Главный орган управления в поворотах на грунте — правая педаль.
Руль только задаёт общее направление

 

КОНСТАНТИН МЕЩЕРЯКОВ:

— Одно из главных правил: видишь — газуй, не видишь — не газуй! Что это значит? Пока вы видите дорогу, видите, что препятствий на ней нет, можно смело ускоряться с учётом просматриваемой дистанции. Моторы современных автомобилей позволяют очень динамично набирать скорость, а зацеп хорошей внедорожной резины, такой как наша Toyo Open Country AT plus, позволяет надёжно удерживать машину на дороге. Но как только видимое пространство уменьшается, например, из-за перелома местности или поворота, скорость надо немедленно гасить. Неважно, что впереди может и не быть опасных препятствий, в случае острой необходимости должна оставаться возможность экстренно остановиться.

Ещё одна важная деталь — это работа газом и тормозом. Основной режим — разгон. Потому что, когда вы газуете, передняя подвеска разгружается, позволяя эффективно проглатывать мелкие неровности и переезжать продольные колеи под острым углом. Не забывайте, что всегда предпочтительно избегать глубокой колеи, потому что в ней машину будет сильно мотать (чем глубже колея, тем сильнее). Поэтому надо идти вразрез, пуская одну из колей между колёс. Кроме того, динамика торможения у любой машины в разы мощнее, чем динамика разгона, поэтому скорость снизить всегда проще, чем её набрать (кроме крутых спусков, конечно).

 

 

Чтобы распустить подвеску со стороны ямы,
нужно быстро вывернуть руль в её сторону — автомобиль накренится
в противоположную и колесо как бы пролетит над ней

 

 

Поворачивая, всегда нужно снижать скорость до начала поворота, но как только начинаем поворачивать руль — открываем газ. На грунте все повороты следует проходить в натяг, то есть используя тягу двигателя. Если машину выносит наружу поворота, можно кратковременно отпустить правую педаль. Как только нос машины пойдёт внутрь поворота, опять нажимайте на газ. Резких движений рулём следует избегать — в поворотах это может привести к непредсказуемым последствиям. Таким образом, запомните следующее правило: тормози до поворота, а в повороте — газуй. И не мотай рулём!

 

 

Старайтесь избегать глубокой колеи — машину в ней
будет непрерывно мотать из стороны в сторону

 

А теперь снова вернёмся к ямам на дороге. Каким бы зорким вы ни были, рано или поздно вы не сумеете вовремя заметить яму. Потому что в отличие от кочек, они могут быть хорошо скрыты рельефом. Но если её ближняя часть ниже дальней, она видна, и в такой ситуации вас спасёт руль. Если яма в левой колее, резко дайте рулём влево, на яму, после чего верните руль в прежнее положение. От такого манёвра машина резко накренится вправо, распустив левую подвеску. Это позволит как бы перепрыгнуть яму, перенеся через неё разгруженное колесо. Такой приём называется «разгрузка подвески» и часто применяется автогонщиками. Другой встречающийся вариант — колея расположена поперёк дороги, и вы замечаете её в самый последний момент. В этом случае тоже используйте разгрузку подвески. Резкий удар по тормозам сожмёт переднюю подвеску, а последующее нажатие на газ позволит машине как бы подпрыгнуть передней частью, перескакивая через препятствие. Это уже высший пилотаж, и тут надо тренироваться. Да и в целом всё, что вы узнаёте из наших уроков, поможет вам только в том случае, если вы не просто внимательно прочли и усвоили материал, но и хорошенько потренировались. Конечно же, не на дорогах общего пользования. Мы и Toyo Tires — за безопасную езду!

 

 

Сброс газа и короткое резкое нажатие на тормоз,
заставит подвеску сжаться перед препятствием…


 

…А последующее быстрое добавление газа, позволит
машине перепрыгнуть через него, распустив переднюю подвеску

 

Текст Иван Евдокимов
Фото «Мосвидео»


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Отправить другу