• Сегодня: Суббота, Октябрь 20, 2018

 

 
Блоги, Машины   23 сентября 2018   

Интервью c главой Mitsubishi Россия Наоя Накамура

Глава российского Mitsubishi рассказал нам, почему его компания не может убедить боссов якудза отказаться от минивэнов Toyotа, поедут ли поезда со скоростью 600 км/ч и почему российское такси вызывает у него неописуемый восторг

 

Господин Накамура, советские машины, на которых я ездил в юности, делались из стройматериалов, и, поверьте, это не образное выражение. Поэтому когда в конце девяностых я купил японский автомобиль с правым рулём, то не мог поверить, что он был создан человеческими руками. Для советских людей знакомство с японскими товарами было сродни встречи с чудом. Ходил миф, что в вашей стране в детском саду учат играть на скрипке, поэтому на конвейере все такие аккуратные…

Действительно, корни этой аккуратности уходят глубоко в историю. На протяжении столетий всё, что делали японцы, даже самые обычные бытовые вещи, становилось предметом искусства. Возьмите, к примеру, знаменитый японский меч. Это не просто оружие, которым можно рубить врага, это часть нашей культуры. То же касается еды. Для нас важно, как выглядит продукт, его эстетическая составляющая, но в отличие от итальянцев мы можем сделать не только красиво, но и качественно. В той или иной степени, это реализовано и в автомобилестроении.

 

Ну хорошо, за что можно похвалить японцев более или менее понятно, а что вас раздражает в вашей стране?

Японцы стремятся к гармонии. Возможно, это часть так называемой рисовой культуры. И это постоянное стремление к гармонизации очень затягивает все процессы, замедляет принятие решений и в итоге негативно отражается на бизнесе. Порождает бюрократию. Для японцев на генетическом уровне сложно самостоятельно принимать важные решения, да к тому же делать это быстро.

 

Вы думаете, что корейцы развиваются так стремительно и даже, по их мнению, обгоняют японцев, потому что у них меньше бюрократии?

Скорее всего, да. Представьте, я работал в корейской компании и даже неплохо говорю по-корейски. Структура и организация компаний в Японии и Корее заметно отличаются. Так, глава Hyundai – сильная личность, и у него соответствующий стиль управления. В Корее много руководителей-диктаторов, в хорошем смысле этого слова. Они готовы быстро принимать решения, не проводя при этом бесконечных согласований. А у японцев даже президент компании часто не может что-то решить единолично, он должен прийти к консенсусу с членами правления. Отчасти это связано с тем, что после Второй мировой войны американцы разрушили все наши крупные конгломераты и разбили их на маленькие компании. А мелкие фирмы всегда стараются искать совместные решения…

 

 

Демографические прогнозы вызывают у японского
бизнеса серьёзную озабоченность

 

Означает ли поклонение перед гармонизацией, что начальник не может орать на подчиненного?

Да, и это тоже. Если в корейской компании босс сказал – надо бежать и исполнять. У нас всегда возможны диалог и даже альтернативный путь решения проблемы.

 

Один российский блогер с удивлением рассказывал, что в токийском метро даже в наушниках надо слушать музыку на минимальной громкости, иначе сосед сделает замечание…

Да, это тоже одна из наших национальных черт – японцы не любят тех, кто мешает другим. При этом они и сами стараются не доставлять неудобств окружающим. Японец не только попросит сделать потише, но и сам никогда не сделает громко.

 

Огромное количество японцев носят на лице марлевые маски. При этом, как выяснилось, у большинства нет для этого никаких медицинских показаний — просто так психологически комфортно. Нечто подобное мы наблюдаем и в европейских странах, где солнцезащитные очки помогают человеку сохранять личное пространство. У вас есть версии, почему японцам комфортнее закрывать рот и нос, а европейцам глаза?

Я не использую маску и не понимаю, зачем коллеги их носят. Возможно, это тоже вопрос гармонии. Если вы закрыли рот, вы, как бы, не можете навредить окружающим.

 

А правда, что японские женщины перестали соблюдать традиции и превратились в феминисток…

Сейчас в Японии 125 млн. человек, однако рождаемость постоянно снижается. Наши эксперты прогнозируют, что к 2050 году население страны сократится до 80 млн. Экономика не сможет функционировать, если женщины не примут в ней участие. Поэтому компании начали привлекать слабый пол, хотя традиционно главной рабочей силой в семье всегда был мужчина. Постепенная эмансипация началась только после Второй мировой войны, когда мужское население сильно сократилось. Именно тогда женщины стали занимать ранее недоступные для них позиции. Но относительно европейских стран, где женщины избираются на высокие политические посты, Япония, конечно, развивается пока ещё слишком медленно.

 

Вы не жалеете, что японские женщины перестали слушаться мужчин?

Я выступаю за равные права и возможности.

 

Вы любите императора?

Конечно.

 

За что?

Сейчас у него нет никакой власти и он не имеет права принимать решения, влияющие на жизнь страны с экономической или политической точки зрения. Но много столетий император был символом мира на нашей земле, и люди до сих пор в это верят.

 

А я думал, что мир вам обеспечивают американцы…

Армия и дипломаты США – это реальный мир. Император – духовный. Как христиане верят в Иисуса, так японцы уверены, что император – это символ любви и мира.

 

 

Если бы все менеджеры автобизнеса выглядели как Накамура,
рынок был бы гораздо интереснее

 

Когда Япония наконец-то избавится от якудзы?

Никогда. В каждом обществе есть своя криминальная субкультура, и избавиться от неё невозможно. Она будет трансформироваться, подстраиваться, но никогда не исчезнет.

 

Как известно, любимый автомобиль якудзы – Toyota Alphard. Почему эти татуированные персонажи игнорируют Mitsubishi?

Наверное, потому что у нас нет таких роскошных комплектаций, как у Toyota Alphard или Mercedes Maybach. Наш продукт не соответствует их запросам…

 

От коллег-журналистов мне приходилось слышать, что в Японии давно нет пробок. Это правда?

Пробки – все ещё большая проблема для нашей страны. Когда я приезжаю в Токио, я никогда не пользуюсь машиной, передвигаюсь только на общественном транспорте.

 

Кстати, какой доход нужно иметь, чтобы пользоваться личным автомобилем в Токио?

Не могу назвать точную цифру. У нас много финансовых программ, которые позволяют купить автомобиль в лизинг для частных лиц. Вы вовсе не обязаны иметь машину в собственности. В России это пока мало развито. Русские рассматривают автомобиль как вложение средств, некую инвестицию, актив, в который они вкладываются. У японцев более потребительское отношение…

 

В чём, по-вашему, уникальность бренда Mitsubishi?

Исторически Mitsubishi – один из лучших внедорожников в мире. И прежде всего это связано с нашими офф-роуд технологиями, например, такими как SuperSelect. При этом наши машины характеризуются не только отличной проходимостью, но ещё и надёжностью и безопасностью.

 

Времена триумфа Pajero в больших ралли-рейдах давно прошли, вы думаете, эта легенда всё ещё работает?

Я бы не сказал, что наши победы – дела минувших дней. Для нас это действующий актив. Многие технологии, которые были обкатаны на «Дакаре», с успехом используются до сих пор. Их время не закончилось.

 

А вам не обидно, что Toyota в России популярнее Mitsubishi?

Конечно, обидно.

 

Чем же Toyota лучше?

Toyota входит в число крупнейших производителей, и тот факт, что это один из мировых лидеров, не может не влиять на покупателя. Магия бренда!

 

Когда компания Nissan приобретала Mitsubishi, о чём она думала в первую очередь — о ваших технологиях или об увеличении доли рынка и дилерской сети?

Безусловно, когда они покупали наши акции, они рассчитывали на увеличение объёмов продаж по всему миру. Кроме того, наш альянс стал значительно влиятельнее, что помогает при общении с поставщиками материалов и комплектующих. Поверьте, это важно. Однако Nissan также рассчитывал получить наши гибридные технологии, ведь они у Mitsubishi одни из самых продвинутых, а гибриды – это будущее!

 

Говорят, японские подростки восхищаются новыми смартфонами больше, чем машинами. Mitsubishi когда-нибудь сможет сделать автомобиль, будоражащий подростков сильнее, чем новый смартфон?

Жизнь подрастающего поколения в Японии радикально отличается от того, что было в моём детстве. Для них важно быть на связи и постоянно общаться. Это приоритет номер один. Когда я был подростком, автомобиль автоматически делал тебя круче. Теперь эту функцию выполняет смартфон. Многие производители думают о том, как вернуть машину в круг интересов подрастающего поколения. Все этим озадачены. И здесь есть два возможных решения. Первое – внедрять функции связи в автомобиль. Вторая – сравнять стоимость владения телефоном и автомобилем. Пока приобрести крутой телефон гораздо проще и дешевле, но системы каршеринга и лизинга неуклонно уменьшают эту разницу.

 

 

Сделать японца счастливым не так уж и сложно,
достаточно вызвать Яндекс Такси

 

А в чём для вас состоит удовольствие от вождения автомобиля?

Машина прежде всего ассоциируется у меня с динамикой, мощностью, ускорением. Поэтому одной из моих любимых моделей по-прежнему остаётся Lancer Evolution. Я люблю скорость, стремительный разгон. Но, к сожалению, таких как я становится всё меньше.

 

Ну если говорить о скорости, то ведь скоро в Японии начнётся эксплуатация поездов на магнитной подушке? Я говорю о тех, что развивают скорость до 600 км/ч.

Это совершенно новая технология. Тесты идут, но я не знаю, когда начнётся серийная эксплуатация.

 

Недавно ваш премьер Синдзо Абэ представил программу из восьми пунктов, в которой обозначил, что Япония могла бы дать России в плане технологий. А что, по-вашему, Япония могла бы получить от России?

Может быть, Курильские острова… Шучу, конечно! На самом деле ваш алгоритм работы такси. Вы даже не представляете, как это удобно: я могу вызвать машину через приложение куда угодно и, привязав один раз карточку, платить безналично – это фантастика! В Японии ничего подобного нет (сообщество японских таксистов блокирует все попытки мировых интернет-агрегаторов выйти на этот рынок – Прим. автора).

 

Ну и последний вопрос. Если бы у японцев было столько же земли, сколько в России, что бы вы сделали?

Наверное, то же самое, что и русские. Ведь имея такую огромную территорию, ты получаешь не только преимущества, но и массу проблем. Это и разные часовые и климатические пояса, и гигантские расстояния, и огромные капитальные вложения. Мне кажется, ничего принципиально нового мы бы не придумали…

 

Текст Дмитрий Леонтьев
Фотографии Артём Ачкасов

 


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Отправить другу