• Сегодня: Четверг, Август 22, 2019
 

 
Путешествия   23 февраля 2019   

На колёсах через три полюса

Более 5000 км по шестому континенту проехали участники экспедиции на полноприводных вездеходах. Маршрут пролегал через три полюса, три знаковые точки в Антарктике.

Семеро смелых на двух вездеходах «Емеля» стартовали 1 декабря 2018 года от российской антарктической станции «Новолазаревская» на восточном берегу белого континента. В составе экипажей были шестеро мужчин и одна отважная женщина. Идея экспедиции принадлежит телеведущему Валдису Пельшу, который задумал не только пройти уникальным путём, но и снять об этом приключении документальный фильм. Идею поддержало Русское географическое общество, а экспедицию приурочили к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым.

 

 

Вглубь континента

По мере удаления от «Новолазаревской» начался набор высоты. А высота здесь из-за близости к полюсу воспринимается совсем по-другому: три тысячи метров над уровнем моря ощущаются как пять тысяч на привычных широтах.

На крутых подъёмах каждый прицеп тянули оба «Емели» одновременно. Довольно скоро вездеходы въехали в зону трещин. Тут главная опасность состояла в том, что в белой мгле их очень плохо видно.

Перед вылетом в Антарктиду вездеходы «Емеля» под руководством их создателя Василия Елагина прошли серьёзную подготовку и модернизацию. При этом учитывалась местная специфика: высоты до 4600 метров, сильные ветра с мелким, всепроникающим снегом, очень жёсткие заструги, так называемые снежные болота. Такое болото бывает заполнено настолько мелкой снежной пылью, что в ней тонут даже широкие «Емелины» колеса.

 

 

На две машины приходилось три водителя, и они сменяли друг друга каждые 2–3 часа. Быть водителем «Емели» в антарктических условиях — тяжкий труд. Начнём с того, что на вездеходе нет усилителя руля, и его вождение требует немалых физических усилий. Всё время через лобовое стекло видно лишь бескрайнее снежное поле без каких-либо ориентиров. Контраст отсутствует, едешь как в молоке и можно не заметить вовремя трещину или снежный заструг — это такой надув из снега, высота которого может достигать полутора метров.

 

Полюс недоступности доступен

На 18-й день экспедиция добралась до Полюса недоступности. Полюсом относительной недоступности называется точка, которую труднее всего достичь из-за её удалённости от удобных транспортных путей. За всю историю освоения Антарктиды тут побывало не более 75 человек, в 55 раз меньше, чем на вершине Эвереста.

 

Впервые южного Полюса недоступности достигла советская антарктическая экспедиция в 1958 году и поставила здесь домик научно-исследовательской станции, водрузив сверху на высоком постаменте бюст Ленина. Лицом вождь мирового пролетариата был повернут в сторону Москвы. Из-за суровых условий через 12 дней люди покинули станцию. Спустя семь лет сюда добрались американцы и ради шутки развернули Ленина в сторону Вашингтона и тоже покинули станцию. В 1967 году Ильича снова повернули на Москву, после чего ноги человека здесь было ещё сорок лет. За это время постройки занесло снегом и на поверхности остались только бюст и верхушка антенны. Эту картину и увидели участники экспедиции. Попытка откопать вход в домик не увенчалась успехом.

 

 

Южный полюс



От Полюса недоступности отправились к следующему полюсу — главному, Южному. Но до него ещё нужно было преодолеть расстояние в 880 км. По пути приходилось постоянно подтягивать цепь заднего моста: большие нагрузки приводили к её растяжению. Колеса то приспускали, то подкачивали из-за того, что постоянно изменялось давление. На сложных участках моторы перегревались, и для лучшего их охлаждения включали все печки на полную мощность. На ночь двигатели глушили для экономии топлива, в салоне становилось весьма прохладно, спасали тёплые спальники. А поутру моторы заводились не очень охотно.

От Южного полюса на 150 км в северо-восточном направлении простирается Сектор чистого воздуха, в который нельзя заезжать с двигателем внутреннего сгорания. За соблюдением условия очень строго следят американцы. Из-за этого участникам экспедиции пришлось сделать крюк в 50 км. «Правильный» заезд к Южному полюсу отмечен специальными флажками. На самом Южном полюсе расположена постоянно действующая американская станция «Амундсен-Скотт». Фактически полюса тут два: церемониальный и географический, который все время смещается.

 

 

Отметившись на главном полюсе, «Емели» отправились к следующей знаковой точке маршрута, Полюсу холода. К тому же нужно было спешить: приближался Новый год и экспедиция выбивалась из графика.

 

Самое холодное место на Земле

Новый год уже встречали на станции «Восток», в тёплой компании полярников. На «Востоке» постоянно проживает 25 человек. Это самое холодное место на Земле, где температура антарктической зимой достигает -80 градусов. Здесь была отмечена самая низкая температура в -89,2 градуса, и это и есть южный Полюс холода.

 

 

От Полюса холода караван отправился сначала в сторону станции «Комсомольская», затем, не доходя до неё 50 километров, свернул и пошёл по проторённой трассе к станции «Прогресс».

 

 

Когда оставалось всего 50 км до финиша, от перегрузок рассыпался подшипник на среднем мосту красной машины. Посовещавшись, механики решили не ремонтировать её в полевых условиях, и вездеход дотянул на одном переднем приводе до конца маршрута. Уже на подходе к самой станции «Емели» не смогли самостоятельно преодолеть крутой подъем, и на помощь им пришёл местный тягач.

 

Так закончилась эта трансантарктическая экспедиция, проходившая в полностью автономном режиме. Все необходимое участники везли на пяти прицепах и двух волокушах. Из взятых с собой 4000 литров дизельного топлива к финишу осталось триста. За 38 дней было пройдено 5519 км и отснято 60 часов киноматериала. Ждём теперь документальный фильм об этом путешествии.

 

Текст Владимир Головин


Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы должны использовать эти HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Отправить другу