• Сегодня: Среда, Декабрь 13, 2017

 

Weekend   19 ноября 2008    711

Автомобильный музей Михаила Красинца

Автомобильный музей Михаила Красинца
Что это – свалка металлолома или отстойник эвакуированных бесхозных автомобилей с улиц Москвы времен Советского Союза? А может быть, это окно в прошлое? Добро пожаловать в гости к Михаилу Красинцу!

В трехстах километрах от столицы, на южной границе Тульской области, находится один из самых необычных музеев, в которых мне довелось побывать. Посвящен он истории советского автопрома начиная с послевоенных годов. 

ЧУДАКИ УКРАШАЮТ МИР
Вся жизнь Михаила Красинца связана с автомобилями. Началось все еще в трехлетнем возрасте, когда отец привел его на выставку спортивных автомобилей в Сокольниках. С тех пор все последующие события биографии были предопределены – дорожный техникум по специальности «ремонт и эксплуатация», армия «за баранкой», работа тест-пилотом в спортивном бюро АЗЛК, где кроме подготовки и обкатки боевых машин участвовал в трековых соревнованиях за заводскую команду. Тогда он и загорелся идеей собрать коллекцию всех раллийных и послевоенных «Москвичей». В 80-х создал клуб «Ретро-Москвич». И вскоре обычный двор на Преображенке был забит «рухлядью», на которую соседи ежедневно строчили жалобы. Мальчишки били стекла и скручивали шильдики, а власти к очередным краснознаменным праздникам вывозили ржавеющие авто на свалку.  Существует такое расхожее мнение, что, если что-то мешает увлечению (жена там или работа), нужно их (жену, работу) бросить. У Красинца примерно так и получилось, только интересная работа к тому времени «загнулась» сама собой вместе с заводом, а с женой Мариной повезло – подумали совместно и решили бросить Москву! Продали квартиру, на вырученные деньги приобрели еще несколько старых машин и уехали в глушь Тульской области, в деревню Черноусово.

 
 
МАШИНЫ ВРЕМЕНИ КРАСИНЦА
Почти все экспонаты своего музея Михаил приобретал за деньги. От 50 до 100 долларов. Разыскивал отслужившие свой срок машины, договаривался с владельцами. Потом перегонял своим ходом в деревню или тащил на  жесткой сцепке за «Колуном». Все гаишники по Симферопольской трассе знают этого фаната автостарины. Так, понемногу, «подскребывая по сусекам», коллекционный парк с трех десятков единиц, вывезенных в 1996 году из Москвы, разросся до трех сотен. По сравнению с Красинцом небезызвестный Плюшкин, пожалуй, может показаться мотом и транжирой. Зато сейчас на поле перед домом находятся практически все модели машин, выпущенные на АЗЛК. Не хватает буквально нескольких экземпляров, под которые на тематической площадке оставлены места. На соседней «аллее» стоят «Запорожцы». Еще на одной – представители Горьковского завода: «Волги», «Победы» и «ЗИМы»  . Отдельно выделена милицейская тематика «с красной полосой». С краю – тяжелая техника. Особо дорогие сердцу машины припаркованы за домом на высоком берегу реки Уготь. Здесь и «Москвич», с которого началась коллекция, и «Мерседес» 1964 года, приобретенный с «убитым» мотором за 1500 долларов из тех «квартирных» денег. И, конечно, «Чайка» – любимая машина Марины.
 
 
 
 
 
 
Кроме массовых моделей есть и редчайшие, даже единичные экземпляры. Например, опытный «Москвич 3-5-5», планируемый в серию вместо 412-й модели. Михаил выкупил его у заводского музея, которому собственная история оказалась не нужна. В разобранном состоянии стоит у забора кузов от «Москвича-415» –  «джипа», заказанного у АЗЛК военными, но так и не пошедшего в производство. Все агрегаты для этой машины тоже есть и ждут своего часа. И, конечно, приверженцев формулы 4х4 заинтересуют выпускаемые малыми партиями полноприводные версии «Победы» ГАЗ-72 и «Москвичей» – универсала М-411 и седана М-410Н.     

МЕЧТАТЕЛИ ИЗ ЧЕРНОУСОВА
Коллекционер согласно толкованию словаря Ожегова – это человек, собирающий коллекцию. Коллекция же – это систематизированное собрание каких-либо предметов. Что же такое музей «Авто-СССР» в Черноусове? Кладбище металлолома или все же уникальная экспозиция? Нам показалось, что скорее второе. Своеобразная, конечно, но систематизированная, а уж уникальная  – однозначно! Второй такой в мире нет. Михаил считает, что сейчас еще идет процесс становления и нужно успеть разыскать недостающие машины. И верит – качественный этап скоро настанет. В проектах построить ангар с мастерской для реставрации, покрасочную камеру, сделать дорогу. Жена его поддерживает, есть энтузиасты-помощники. С финансами, правда, не очень… Музей сейчас хоть и имеет статус филиала Чернского государственного краеведческого музея, но кроме зарплаты смотрителя (около пяти тысяч рублей) прибылей не приносит. Да и эти деньги, впрочем, тоже сразу уходят на экспонаты.

 
 
 
 
Среди любителей авто-ретро Красинец личность известная. Кто-то безоговорочно согласен с его концепцией собирания и посильно помогает. Некоторые категорически против, считая «собакой на сене», гноящим машины под открытым небом. Как бы там ни было, дело, которому Михаил и его супруга посвятили жизнь, продолжается. Критикам же, наверное, нужно просто попробовать «сотворить» нечто подобное или даже лучше. Если получится, конечно.

А знаете, что я сделал первым делом, вернувшись из поездки в Черноусово? Почему-то еще раз пересмотрел фильм «Гонщики», снятый на «Ленфильме» в 1972 году, с Евгением Леоновым и молодым Янковским,  про раллистов на тех самых «Москвичах»…

 
 

Путешественнику на заметку

Добраться до музея в Черноусове несложно. По Симферопольскому шоссе (М2) до городка Чернь (это 286 км трассы), далее налево по указателю «на Ефремов», а затем по одному из двух вариантов пути, показанных на схеме, ориентируясь на точку с координатами N 53 23,897  E 036 55,357. В сухую погоду оба маршрута доступны любому транспорту, а вот в сезон дождей полный привод понадобится, хотя специальной подготовки от машины и не потребуется – пройдет стандартный паркетник.
 
 
С красивыми местами для организации лагеря в окрестностях музея проблем нет. Только, пожалуйста, не забывайте вывозить за собой мусор!