• Сегодня: Вторник, Сентябрь 26, 2017

 

Путешествие   4 декабря 2008    60

В поисках «ДИКОЙ» ЕВРОПЫ

В поисках «ДИКОЙ» ЕВРОПЫ
Вдали от привычных экскурсионных маршрутов и растиражированных достопримечательностей Европа, оказывается, не такая уж и приторная… За несколько лет мы наколесили по европейским дорогам уже много десятков тысяч километров.

Однако, исключив местные колориты той или иной страны, везде было приблизительно одинаково – цивилизованно и красиво. Причем красиво именно своей продуманной цивилизованностью. Городки, деревушки, отдельные домики, заводы и атомные электростанции, ГРЭС на горных реках, бесспорно, только украшают местную природу и приятны для глаз. Для русского же человека, привыкшего к просторам и воле, кажется, что в эту приятность все-таки несколько «чересчур передано сахару», как сказал Н. В. Гоголь. Вот так и появилась идея отправиться на поиски почти несуществующей «дикой» Европы.

ТАИНСТВЕННАЯ ГЕРМАНИЯ
Вдоль Балтики много национальных парков, однако все они достаточно окультурены. Если бы не старый космодром в Пенемюнде – смотреть было бы нечего по нашей теме. Это то самое место, где во время Второй мировой делали ракеты V-1 и V-2 (Фау-1 и Фау-2). Отсюда же, из глухого леса на берегу моря, они и запускались на Лондон. Почему космодром? В одном из залов музея в развалинах этого завода прочел интересную мысль: «Немецкие инженеры всю жизнь мечтали о создании новых видов транспорта и космических полетах, однако война и политика Германии тех лет заставили их работать на войну…»

 

Центральный массив (Франция) – обширная, малонаселенная горная область с узкими дорожками, плавно переходящими в грейдеры

 
Дальше – интереснее. Ближе к польской границе лесов все больше и в какой-то момент кончился асфальт. Трудно поверить, но оказалось, что в Германии достаточно разветвленная сеть проселочных дорог без покрытия, но с вполне читаемыми указателями. Можно ехать десятки километров – и ни одной «встречки». На одном лесном перекрестке увидели плакат (для кого он поставлен – неизвестно: обычная лесовозная дорога), гласящий, что в этом лесу во времена холодной войны была построена ракетная база и хранилось восемьдесят ядерных боеголовок. Пришлось включить все навыки, полученные на соревнованиях по ориентированию, и прикинуть – где же она может быть. Лес-то огромный – а посмотреть хотелось! После длительных поисков по следам тяжелой техники двадцатилетней давности все-таки нашли базу. Периметр с колючей проволокой. Проход и проезд строго запрещены. И кто его знает, что там скрывается за заросшим бурьяном КПП. Но и издалека зрелище покинутых казарм и сторожевых вышек впечатляло. И поразил контраст – еще утром завтракали в миленьком кафе на площади, украшенной цветами, в каком-то уютном городке, а сейчас в глухом лесу возле трупа монстра, в чреве которого хранилось около 1000 Хиросим. И никого кругом! А может быть, это нам только казалось? Во всяком случае, было действительно страшно, и адреналин хлестал как из брандспойта!
 

Гитлеровcкий ракетный полигон в Пенемюнде. Первая боевая крылатая ракета – V-1 (ФАУ-1)

 
 

Высокогорное озеро. Единственная вода (кроме моря), которую мы видели на раскаленной «сковородке» Сардинии

На другой день умудрились покататься по заброшенному аэродрому с исполинскими капонирами для истребителей и бетонными воротами толщиной с наш автомобиль. А проехав еще километров сто по проселкам и тропинкам, наткнулись на действующую базу Бундесвера. Пока я фотографировал наш Defender на фоне запрещающих знаков, откуда-то из-за лесного поворота выскочил армейский Gelandewagen без крыши. Увидев «гостей», бойцы от неожиданности чуть не слетели с дороги. Хорошо, что в Германии сейчас нет шпиономании, и они спокойно удалились, даже не остановившись. Вскоре мы заметили на карте что-то вроде озерца в лесу. Оставили машину на обочине и пошли пешком – захотелось прогуляться и заодно искупаться. Местность была обозначена как Национальный парк. Чаща сменилась редким кустарником, через него шла едва заметная колея, по которой не ездили лет тридцать, наверное. И множество хорошо вытоптанных кабаньих троп, вдоль которых то там, то тут стали неожиданно попадаться… старые противотанковые мины! Потом гильзы от «Калашникова» и ДШК. Короче, дальше не пошли и вернулись по собственным следам к машине. Хотя, чего лукавить, все это было предсказуемо в местах бывшей дислокации ГСВГ (группы советских войск в Германии). Но вот местность, в которой мы оказались на юге Германии, действительно удивила. Как будто сюда перенесли кусок безжизненного плато Устюрт. Ни одной живой души. А вдалеке можно было разглядеть в бинокль то ли сторожевую, то ли охотничью вышку. И какое-то уж совсем загадочное сооружение – до сих пор так и не поняли его предназначения. Может, знак для самолетов?
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АВТОБАН
Альпы преодолевали по обозначенным на картах «пунктирам». Один из них как-то плавно «перетекал» в «железку»: либо там тупик, либо еще что-то, нам пока неведомое. Двинулись навстречу неизвестности! Но все оказалось достаточно просто. И точно так, как и было нарисовано в атласе, – дорога заканчивается на железнодорожной станции. Автомобили же за небольшие деньги быстро ставят на платформы, их экипажи занимают места в комфортабельном вагоне – и поезд отправляется в путь через двадцатикилометровый туннель. А дальше опять горная дорожка. Примерно то же самое в прошлом году видели в Норвегии, когда шоссе неожиданно оборвалось въездом на паром.
 

Вход в бомбоубежище  для истребителей на заброшенном советском аэродроме в восточной Германии

 

ДАЙ НА КОФЕ!
В Италии почти ничего дикого не обнаружили, кроме безумных цен на солярку – 1.59 евро за литр! (Для справки: от 1.1 евро в Бельгии до 1.45 в остальных странах Европы.) Ну и, конечно, стада совершенно безмозглых скутеристов – на наших глазах мамаша с ребенком спокойно лавировала по улице вроде Проспекта Мира точно посередине встречной полосы! Апофеозом же «дикости» была абсолютно по-идиотски организованная посадка на паром в Неаполе. Три раза загоняли в трюм и обратно! В итоге пришлось заезжать задом в мрачный грузовой отсек, где рабочие в грязных майках и банданах, похожие на пиратов из детских книжек, тут же ласково попросили… на кофе! За это, мол, они посмотрят, чтобы с машиной ничего не случилось среди огромных контейнеров и пеньковых тросов с шаклами величиной с автомобильный руль…
КАКТУСЫ НА КЕНГУРИНЕ
Наутро нас уже встретили просторы Сардинии. Через весь остров идет отличная трасса, но если ее проигнорировать, то приключения обеспечены! Безлюдье, заброшенные селения, горные дороги без покрытия, с углами въезда, часто граничащими с возможностями «дефа». Однажды на второй пониженной влетели на один такой перевальчик и едва не врезались в железные ворота на замке. Развернуться никакой возможности – слева пропасть, справа гора. Спускались задом долго и мучительно…

Жуткая жара в сочетании с выжженными солнцем пейзажами, бамбуковыми зарослями и пробковыми рощами – мы нашли, что искали! Согласитесь, не каждый день приходится раздвигать бампером заросли гигантских кактусов, пробираясь в ущелье по руслу реки, высохшей еще при Цезаре.

 

Пиренеи.  Между Испанией и Францией

 

В один из дней на острове, намучившись, решили все-таки вернуться на асфальт. Но лучше не стало… Узкие горные дороги не дают расслабиться ни на секунду даже при скорости около 25 км/ч. Серпантины с петлями на 180 градусов и обязательным самым большим подъемом именно в повороте. Резину потерли изрядно. А на спуске, конечно же, и колодки: их горелый запах преследовал нас потом еще очень долго – и на Корсике, и в Пиренеях. Жара за сорок пять. Каждые полчаса приходилось выливать на голову и рубашку по бутылке воды, чтобы хоть как-то прийти в себя. После такой шестичасовой гонки (тридцать километров «по азимуту» превратились в горах в сто двадцать) решено было сделать первую и, как оказалось, единственную за все путешествие дневку на море.
РОДИНА НАПОЛЕОНА
Корсика! Еще один остров на нашем пути. Это уже Франция, которая очень не хочет быть Францией. Названия на всех указателях на двух языках – французском и корсиканском, один из них всегда либо замазан краской, либо – чаще – прострелен несколькими пулями или хорошей порцией картечи. Во всем остальном ни малейшей агрессии. Пейзажи величественны и, опять же, безлюдны. По федеральным трассам гуляют лошади и свиньи. Жарко и… до одури душисто! Это маккия – смесь из невообразимого множества трав, цветов и колючих кустарников, источающая на солнце божественно насыщенный аромат пряностей и свободы. Маккией покрыт весь остров, все горы, она везде. Даже в магазинах сувениров продают рядом с бюстиками Наполеона душистое масло «маккия». Дикие запахи! Император боготворил этот аромат.

Севернее не все реки пересохли, и пару раз пришлось окунуться в броды. Здесь гораздо больше леса, в котором тоже скрываются загадки. Жилища древнего человека и изваяния, похожие на истуканов с острова Пасхи. Не обозначенные ни в каких путеводителях, уходящие на сотни метров в чащобу древние лабиринты из огромных камней и развалины явно донаполеоновской эпохи. Автобана, как на Сардинии, здесь нет, а горные дороги весьма опасны, поскольку второго ряда в них не предусмотрено, и перед поворотом рекомендуется сигналить, что мы исправно и делали.

 

Загрузка машин на поезд в Альпах. Велосипедист – главный распорядитель процесса

 

На километры уходящие в дебри корсиканского леса непонятные доисторические конструкции из камней

 

Изваяния на обнаруженной французскими археологами стоянке древнего человека в горах

 

СЫР С ДОЖДЕМ
Съехали на берег с парома в Ницце. Искупались на знаменитой набережной Круазетт в Каннах (правда, предварительно часа два проискав свободное местечко для парковки). Проглотили пару дюжин устриц в ресторанчике, «пристрелянном» еще в путешествии семилетней давности (ничего не меняется!), и ушли по касательной с Лазурного Берега, мимо Сан Тропеза, в Центральный массив. Мало кто у нас знаком с этой местностью. Почти в середине Франции на высоте около двух тысяч метров находится безлюдная территория площадью приблизительно 100 на 100 километров. В редких деревушках здесь делают изумительный сыр, а обычная температура в середине августа порядка 5–7 градусов с постоянным моросящим дождиком. Однако грейдеры изумительной гладкости. Хотя пару раз между полями подумывали об уменьшении давления в шинах. Спасает, конечно же, каменистое основание под слоем почвы, разбитым крестьянскими тракторами.
 
 

Температура на Сардинии везде за 40°С… Поэтому плоды кактусов очень сочные и вкусные. Особенно когда созреют

 

ВДОЛЬ ПО ПИРЕНЕЯМ
Как будем строить мост? Естественно, мы его построили вдоль! Вдоль Пиренеев – главной цели нашего пути, прошедшего по территории Испании от Средиземного моря до столицы мятежной Страны басков – Сан-Себастьяна на побережье Атлантики. Для чего специально спустились на юг из Центрального массива. Пиренеи – идеальный полигон для тренировки интуиции и ориентирования в изобилии проселков и старых дорог, сработанных еще римскими рабами. По прямой протяженность гор 400 километров. У нас же в реальности получилось больше полутора тысяч. Но испанская красота стоит потраченного на нее времени. Пологие холмы сменяются на почти отвесные, километровой высоты обрывы и жуткие ущелья, как, например, «Глотка святого Жоржа». Здесь темно даже в солнечный день. Узкая дорога петляет среди скал, и увидеть, что находится за поворотом, можно лишь повернув… Интересно, за какие повороты мы заглянем в следующем путешествии?
 
 

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ


ЗНАКАМ – ВЕРИТЬ!
Ни разу мы не нарушили предписаний запрещающих знаков. Что и другим советуем – иначе в лучшем случае можно распрощаться с визой в Европу. К тому же по опыту европейских путешествий уверен: если есть предупреждающий знак – за ним точно будет это «что-то». Например, одна табличка гласила: «Проход и проезд запрещены! В зданиях и подземных сооружениях хранились боеприпасы. Очень опасно для здоровья, особенно для печени». …

С БЛОКИРОВКОЙ, НО БЕЗ ЛЕБЕДКИ
Путешествовать летом по «дикой» Европе можно на любом стандартном внедорожнике (лучше с пониженной передачей и блокировкой хотя бы заднего межколесного дифференциала). Лебедка не обязательна. Обычно, если есть дорога, она проходима, даже если совсем заброшена. Правда, старые, заросшие дороги таят неприятные сюрпризы – в густой траве можно не заметить обрыв, глубокую трещину или камень. А даже самая накатанная через несколько километров может привести на горное пастбище или хутор, не обозначенный на карте. Случайных дорог в горах, как правило, нет – каждая из них куда-то ведет. Но всегда есть вероятность, что на самой вершине находится непреодолимое препятствие, которое установлено там просто для того, чтобы козы не упали в пропасть. Развернуться скорее всего там не получится, поэтому лучше не полениться и посмотреть заранее. Зимой и лебедка, и цепи не помешают – на перевалах даже жаркой Корсики стоят знаки «Цепи».

БЕРЕГИСЬ ШИПОВ И КОЛЮЧЕК
Пробираясь через заросли на Корсике, Сардинии и Пиренеях, закрывайте окна – все деревья и кусты с очень мощными шипами, а  ветки у них крепкие и негнущиеся.. От кактусов надо держаться подальше. Во-первых, можно проколоть колеса, а во-вторых, их плоды хоть и вкусны, но очень колючи, и микроскопические шипы потом неделями остаются в ладонях.

Если решите садиться на паром в Неаполе, приезжайте на погрузку часа за два-три – неразбериха и дурость ужасные. На обратном пути на российской границе таможенники могут вывернуть всю машину, а могут и совсем в ее сторону не глянуть. Бывало и так и так…

 
Техническая поддержка путешествия –
салон «Автопассаж» (официальный дилер Land Rover),
www.lr.autopassage.ru, тел. (495) 363 9779