• Сегодня: Вторник, Сентябрь 26, 2017

 

Weekend   29 апреля 2009    633

Один из карьеров неподалеку от Воскресенска

Один из карьеров неподалеку от Воскресенска

Считается, что первый экскаватор придумал Леонардо да Винчи в начале XVI века для рытья ямы шириной шесть метров. Интересно, что бы сказал изобретатель, окажись он сегодня в одном из карьеров неподалеку от Воскресенска…

Еще несколько лет назад в Воскресенском районе Московской области была «широко известная в узких кругах» достопримечательность – огромные шагающие экскаваторы. Они добывали карьерным способом фосфориты, используемые для производства удобрений, моющих средств и кормовых добавок. Однако из-за снижения спроса на это сырье и выработки разведанных залежей работы были остановлены, а ставшая ненужной техника распилена на металлолом. Нам удалось тогда застать разделку останков гигантского абзетцера (многоковшовый экскаватор, от немецкого Absetzer, absetzen – «отодвигать»). Мы считали, что подобных механизмов вблизи Москвы не осталось. Как оказалось, ошибались! Совершенно случайно узнали, что неподалеку существуют еще две похожие машины, причем в рабочем состоянии. Ну как тут упустить, возможно, последний шанс полюбоваться на такое чудо техники!

ГИГАНТСКИЕ ЗЕМЛЕКОПЫ
Оставшиеся в строю «землеройки» теперь переквалифицировались в охотников за песком. Зимой добыча не ведется и машины проходят техническое обслуживание. Одна из них – драглайн (от английского dragline) – одноковшовый экскаватор ЭШ-11/70 был изготовлен на Новокраматорском машиностроительном заводе на Украине. Название расшифровывается так: ЭШ – электрический шагающий, 11 – объем ковша в кубических метрах, 70 – длина стрелы в метрах. Вес монстра около 700 тонн. Его особенность в гибкой канатной связи между стрелой и ковшом. Раньше такое решение использовалось практически во всех типоразмерах одноковшовых экскаваторов. Сегодня же в легкой весовой категории первенство заняли более точные гидравлические механизмы, а драглайны остались лишь в тяжелом классе для грубого съема верхних слоев почвы, освобождая доступ к ископаемым многоковшовым коллегам.

Самый большой из работающих ныне драглайнов в России – ЭШ 65/100 массой более пяти тысяч тонн – трудится в Азейском угольном разрезе в Иркутской области. А мировой лидер, находящийся в строю с 2000 года в Австралии – Bucyrus 2570WS, – имеет объем «лопаты» 120 кубических метров и весит более семи тысяч тонн. Абсолютный же рекорд среди одноковшовых экскаваторов принадлежит другому проекту компании Bucyrus – 4250W Big Muskie. Гигант, созданный в 1969 году для угольного разреза в штате Огайо, одним махом зачерпывал аж 168 кубометров породы и весил около 13 500 тонн! После выработки карьера в 2000 году его демонтировали, но оставили целым ковш как экспонат для туристов.

ДРОЖЬ ЗЕМЛИ
Второй «работяга» – цепной Takraf Ers 710 – выпущен в свет немецкой компанией Takraf. Она ведет свою историю с 1948 года, когда в Восточной Германии различные заводы были  объединены в Народные предприятия по производству оборудования для горнорудной и тяжелой промышленности. Производительность самого мощного  цепного многоковшового экскаватора этой фирмы достигает 14 500 «кубов» в час.  Цепные экскаваторы – близкие родственники роторных моделей. Они также имеют замкнутую непрерывную схему хода ковшей, но расположенную не по кругу, а на длинной конвейерообразной стреле-основании.

«Наша» модель хоть и поменьше флагмана, однако ее размеры тоже впечатляют. Машина опирается на землю восемью гусеницами высотой с человеческий рост, а внутренняя часть – это несколько этажей внушительных механизмов и опоясывающих их коридоров. Управляют агрегатом два оператора: один контролирует добычу породы, а второй – ее отгрузку в железнодорожный состав. Кстати, его пути из-за постоянного движения карьера приходится часто передвигать, для чего поблизости дежурит собственный рельсоукладчик.

Вообще карьерная разработка оказывает серьезное влияние на окружающую местность. Даже спутниковые снимки, сделанные несколько лет назад, уже довольно сильно отличаются от нынешнего очертания «ям». Тем не менее радует, что по окончании работ поверхность выравнивается и засаживается лесом. Именно вследствие добычи ископаемых в Воскресенском районе так часто встречаются обширные территории с четкими рядами хвойных деревьев.

«СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»
Эту огромную гору белой меловой субстанции высотой 80 метров и около 700 метров в поперечнике мы впервые обнаружили на космоснимках еще в ноябре 2005 года, как раз когда ездили смотреть на остатки упомянутых выше абзетцеров. И с тех пор, находясь поблизости, не можем отказать себе в удовольствии полюбоваться захватывающими видами, открывающимися с ее вершины, доминирующей над местностью. Преодолев спиральный подъем, представляющий широченную, хорошо укатанную грунтовку, где без труда разъедутся несколько грузовиков, попадаешь на большое плато. Здесь уже на протяжении многих лет ведется неторопливая работа, приводящая к постоянному увеличению «кургана». Регулярно подъезжающие самосвалы вываливают свой груз, а тяжелый бульдозер его распределяет. Особенно забавно это место выглядит зимой. Занесенная снегом неровная поверхность с огромными белыми валунами и торчащей посредине мачтой освещения – вылитая полярная станция! Видны сверху и источник «строительного материала» – завод минеральных удобрений, и город Воскресенск. А с другой стороны – лесные массивы на месте бывших разработок фосфосодержащих пород. И порой возникает ощущение, что находишься на границе, где природа встречается с миром, созданным человеком.

От редакции. Обратите внимание, что объекты, которые посетил автор материала, – действующие производства с соответствующими режимами работы и охраны. И не говорите, что вы этого не слышали! 

GPS-координаты:
Экскаваторы –N55 16.046′ E38 50.860′
«Северный полюс» – N55 19.410′ E38 45.157′