• Сегодня: Вторник, Сентябрь 26, 2017

 

Путешествие   12 августа 2009    210

От Огненной Земли до экватора

От Огненной Земли до экватора

14 500 километров вдоль всей Южной Америки, от ее самой южной точки, Огненной Земли, до экватора – через заоблачные перевалы, раскаленные пустыни и разливы тропических ливней – проехали участники этой необычной экспедиции.

25 января. Татьянин день. Грузимся в самолет. Три с половиной часа – и мы в Париже, в аэропорту Шарля де Голля. Доедаем домашние пирожки и вспоминаем о том, что в родном МГУ в это время раздают медовуху. Еще один авиалайнер за 11 часов переносит нас через океан. Буэнос-Айрес. Днем здесь жарко, особенно в метро. Зато ночью – как в студенческом общежитии – все только начинается. Жизни здесь радуются все! Нам же опять пора в полет…


ЗА ПРОЛИВОМ

Этот архипелаг, отделенный от южной оконечности материка Магеллановым проливом, состоит из главного острова, собственно Огненной Земли, и большого числа островов меньшего размера. Ушуайе – самый южный город Земли, буквально край света (Fin del Mundo). Он расположен на берегу пролива Бигль, окруженного горами со снежными вершинами и каровыми ледниками. С Россией связан тем, что в его порт иногда заходят наши суда и в нем есть улица имени Г. Плещеева – первого пилота, осуществившего здесь посадку самолета. А еще здесь есть превращенная в музей тюрьма. Так вот, за время ее существования из нее сбежал только один заключенный, и тот был русским!

 

Проводим здесь неделю. Посещаем национальный парк «Тьера дель Фуэго», поднимаемся на ледник Мартьяль, где совместно с аргентинскими гляциологами занимаемся балансовыми измерениями, и ищем подходящий автомобиль, на котором можно было бы добраться до экватора.  Останавливаем выбор на внушающем доверие компактном внедорожнике Suzuki Grand Vitara. Правда, для оформления машины пришлось получить справку о том, что я житель Огненной Земли, Антарктиды и островов южной Атлантики, принадлежащих Аргентине. Необычный документ! Без него пришлось бы отправиться обратно. Зато теперь мы пойдем на север! Ближайшая цель – ледники Южного Патагонского плато. Оно тянется на 360 километров, а его площадь составляет 12 тысяч квадратных километров.

ЛЕДНИКИ В ОБЛАКАХ
День пути – и мы в аргентинском городе Калафате, в национальном парке «Лос Глясьерос». На небольшом корабле вплотную подходим к фронту ледника Спегаццини. Ощущаем его дыхание – дуют  холодные ветры. Крутой стеной ледник спускается в озеро, по которому «курсируют» многочисленные айсберги, окрашенные в различные оттенки голубого и белого (тона аргентинского флага).

И снова щебень бьет по днищу машины. Минуем озеро Вьедму и останавливаемся в альпинистском поселке Чалтен. Он окружен вершинами, образующими исключительную по красоте горную панораму: Торре, Сент-Экзюпери, Рафаэль, Пуансено и фантастическая Фицрой высотой 3405 метров.

Идут дожди, западная часть ледникового плато скрывается в облаках. Но и от восточной впечатлений пока хватает. Пересекаем национальный парк «Лос Алерсес». Едем в тени огромных, высотой до 70–80 метров, лиственных лесов. И еще один парк – «Науэль Нуапи», «край семи озер». Его араукариевые рощи на вулканических базальтах просто поражают воображение.

Гостеприимный городок Чос-Малаль встретил нас веселым карнавалом, в котором участвовали все жители от мала до велика. Отсюда по серпантину добираемся до гейзеров возле вулкана Домуйо и далее в центр виноделия и гляциологии  Мендосу – рукотворный оазис в полупустынном районе. Десятилетиями здесь создавалась система орошения, способствовавшая появлению высокого растительного яруса, в уютной тени которого и расположен город. 

Путь в Сантьяго проходит через Пуэнто дель Инко – уникальный мост природного происхождения через реку. Вблизи него, в районе Аконкагуа, проведя ночь на базе горных войск Аргентины (на высоте 3300 метров), мы встретили российский День защитника Отечества. Спуск до чилийской границы занял весь следующий день и представлял собой серпантин с множеством виражей.

ОСТРОВ КАМЕННЫХ ИСТУКАНОВ
А через сутки, вылетев из Сантьяго, мы приземлились на острове Пасхи. Это одно из самых удаленных от материков мест в мире, расположенное в 3700 километрах от ближайшей «большой земли». Остров имеет форму  прямоугольного треугольника со сторонами 16, 18 и 24 километра. По его углам  возвышаются потухшие вулканы. И, конечно, остров известен всем благодаря моаи, – каменным статуям, в которых, по поверьям рапануйцев, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи – Хоту-Матуа. Здесь очень комфортный климат, миролюбивые и доброжелательные жители. Одноэтажные постройки (строительство более высоких зданий не разрешается) сохраняют патриархальный колорит. На этом крохотном кусочке жизни, затерянном в просторах Тихого океана, ощущается дух времени. Здесь, под пальмами и флагом географического факультета, мы провели неделю. Могли бы и больше, поскольку, как потом выяснилось, билеты во все стороны были распроданы на месяц вперед. Плановое продолжение экспедиции оказалось под угрозой срыва. Выручил губернатор острова, который ознакомился с сопроводительными документами Русского Географического общества и помог с обратным вылетом. 


ДИСНЕЙЛЕНД В ПУСТЫНЕ

3 марта въехали в Атакаму. Это самая сухая область в мире. В Антофагасте количество осадков не превышает 2.5 мм в год, в Арике – всего 0.6 мм! И это в среднем, потому что осадки выпадают лишь в редкие годы. В некоторых районах Атакамы их вообще не было за всю историю наблюдений. Двигаясь на северо-восток, мы постепенно набирали высоту и погружались в зной пустыни. В районе Копьяпо поднялись выше трех тысяч метров, а температура достигла уровня миражей. В целом ощущение сауны и образ раскаленной сковороды. И неприятные мысли: а если с машиной что-нибудь случится?.. Ведь реально можно поджариться всей командой. Но пейзажи вскоре меняются. Атакама – это и песчаная пустыня, и каменистая. Здесь можно встретить и горы, и барханы, и каменные россыпи. Есть и солончаки огромной протяженности, и ближе к окраинам оазисы с пасущимися гуанако и стаями розовых фламинго. Воспринимается как Диснейленд.

ДОРОГА ЧЕРЕЗ НЕБЕСА
За пустыней жара спала, но высота еще давала о себе знать. Нам нужно было попасть в аргентинскую провинцию и город Жужуй (буквы «Ж» в испанском нет, и если писать правильно, через «Х», то по-русски звучит весьма неоднозначно). Но на пути встали Анды. Сомнения одолевали и в отношении автомобиля, да и нас самих. Перевалов было два на выбор. Один «в грунте», пониже, другой с асфальтированной дорогой, но высокий. Из-за машины все же решили ехать по асфальту, хоть и рискуя собственным здоровьем. Перевал оказался не просто высоким, а о-очень высоким, а маршрут протяженным и извилистым. Пластмассовая бензиновая канистра раздулась и стала круглой, как футбольный мяч. Когда прошли отметку в 4813 метра (выше Монблана), облегченно вздохнули. Наивные. В течение следующих двух часов были еще и 4822 и 4814 метров. Все это называлось двумя словами – перевал Хама, на картах его высота обозначена как 5040 метров.

ОБУТАЯ БОЛИВИЯ

После месяца и недели похода экспедиция въехала в Боливию. Земля там появляется где-то с 3000 метров над уровнем моря. Асфальт же должен был начаться примерно через 400 километров после границы. Ох уж эти 400 километров… Панамериканская автострада – это жуткая грунтовка с бескрайними лужами и колеями. К тому же все это оказалось платным. И серпантины в ночи. Днем же стало видно, что нас окружают трехметровые кактусы, а на пути – разлившиеся реки с застрявшими в них огромными автобусами. Обычно броды преодолевались поперек. Но иногда дорога просто шла вдоль реки, по ее руслу. Позже узнали, что в стране в связи с тропическими ливнями и разливами было введено чрезвычайное положение. Тогда же казалось, что Vitara научилась плавать. Про дороги Боливии и Перу писали еще более полувека назад Иржи Ганзелка и Мирослав Зигмунд:  «Короче говоря, с одной стороны над вами будут скалы. Ну а… а с другой вы должны привыкнуть». Чешские путешественники посвятили несколько лет изучению Южной Америки. Книги об этих поездках на автомобиле Tatra издавались у нас в стране большими тиражами. Было в них и о бедной и босой Боливии. Да и сегодня это не богатая страна. Правда, всех жителей обули. Но дети по-прежнему играют на дорогах, и горы с тех пор ниже не стали. И те же глинобитные хижины с земляным полом, часто без дверей.

ОЗЕРО ИНКОВ
Далее были города Туписа, Потоси (с легендарной, но оскудевшей «серебряной горой»), горняцкий город Оруро. С высотой пришлось уже свыкнуться. Ла-Пас, расположенный в долине (от 3200 до 4100 метров) – «самый высокий» столичный город в мире. Сверху он напоминает сложенное из крошечных домиков с красными черепичными крышами поселение каких-то сказочных карликовых персонажей. А за ним ждала встреча с Титикакой – священным озером инков. На его берегах индейцы кечуа начали выращивать картофель, который Колумб позднее завез в Европу. По площади это второе озеро в Южной Америке и, конечно, самое высокогорное из крупных и судоходных озер мира.

Переправившись на пароме через залив Титикаки и преодолев очередной перевал в 4100 метров, мы оказались в городке Копакобана (это еще Боливия), а затем вновь подъехали к озеру Титикака, но уже в Перу. Здесь посетили древний город Куско. Его название на языке индейцев означает «пуп» или «центр мира», поскольку он был столицей инкской империи Тауантинсуйо.

Двигаясь на север, пересекли истоки Амазонки. Это река Урубамба – приток Укаяли. На дорогах попадались знаки, из которых следовало, что движение по дорогам разрешено только в светлое время суток. Нам же часто казалось, что в темноте двигаться по горным дорогам Перуанских Анд безопаснее. Во всяком случае психологически комфортнее, когда того, «к чему надо привыкать», не видно… Волнений добавляли перуанцы, сплошь считающие, что кроме них на дороге никого нет, и постоянно срезающие закрытые повороты по встречной полосе. Причем как днем, так и ночью. Еще одна опасность – камнепады. От них, говорят, только одна защита – не останавливаться! Нам везло, хотя отдельные камни и груды камней на дороге были обычным явлением. А еще в машине поселились цикады, и сразу после наступления сумерек нас сопровождал их безумный стрекот.

РИСУНКИ В ПУСТЫНЕ
Сменив на время машину на самолет Cessna, около часа летали над загадочными рисунками пустыни Наска. А затем смогли подобраться к ним вплотную (панамериканское шоссе проходит через пустыню) и убедиться, что линии Наски представляют собой борозды глубиной до 20 сантиметров. Они образуют различные изображения, фигуры человека, представителей растительного и животного мира, достигающие 300 и более метров в длину. Их создали в VI веке н. э., и до настоящего времени не ясно для чего.

СКВОЗЬ ГОРЫ
Следующая ключевая точка маршрута – город Уарас. Он находится в районе Кордильеры-Бланко – мощном горном хребте в Перуанских Андах, включающем в себя 14 вершин высотой более 6000 метров. Высочайшая из них – гора Уаскаран (6768 м), третья вершина Южной Америки, известна печальными событиями 1962 и 1970 годов, когда в результате обрушения льда, снега и скальных пород погибло в первом случае около четырех, а во втором – более 15 тысяч человек. С этим местом связаны самые трагические гляциологические катастрофы.

Добраться до Уараса оказалось непросто, а выбраться из него еще сложнее. Для этого нужно было преодолеть каньон Дель Пато. С одной стороны нависающие скалы, с другой, как обычно, – бурный речной поток. Ширина дороги по этим карнизам и полочкам на одну машину, и лишь редкие площадки для разъездов. И различные по длине (до нескольких сотен метров) темные, часто извилистые туннели, прорубленные в скалах. Разминуться со «встречкой» невозможно. На примерно ста километрах дороги таких туннелей оказалось более пятидесяти. Ощущение – как на машине по пещерам…

СЕРЕДИНА ЗЕМЛИ
Наконец мы вновь увидели Тихий океан и оценили перуанские пляжи. От Кабо Бланко до границы с Эквадором оставалось всего полторы сотни километров.

В эквадорской столице Кито, называемом «городом вечной весны», посетили его украшение – вулкан Котопахи (5897 м) – высочайший из действующих вулканов мира. Поднялись до 4800 метров и поехали вниз к «середине Земли». Это место (Mitad del Mundo) имеет реальное выражение в виде монумента земного шара. Возле него 21 марта, в день весеннего равноденствия в северном полушарии и осеннего в южном, на экваторе, на самой «середине Земли», наша экспедиция была успешно завершена.