• Сегодня: Пятница, Октябрь 20, 2017

 

ATV Club   15 ноября 2015    1 201

SSV BRP Maverick 1000 подготовили к участию в Can-Am Trophy

SSV BRP Maverick 1000 подготовили к участию в Can-Am Trophy

Появившиеся в качестве утилитарных мини-тракторов, ATV с поперечной посадкой и рулем автомобильного типа породили новый класс спортивной техники для внедорожных ралли

Багги, относящиеся по российской классификации к мотовездеходам side-by-side, незаметно вошли в жизнь большого автомотоспорта. Гонщики прозвали эти машинки «кибитками», потому что первые SSV были на них очень похожи: высокие и короткие, они подпрыгивали на каждой кочке. До сих пор автомобильная и мотоциклетная федерации делят эти внедорожные машинки между собой – мотоцикл это или уже автомобиль. А они тем временем вовсю гоняют на трассах внедорожных ралли.

 

_ASB22_0

 

На стоковых SSV можно поиграть в «Дакар» на полях вокруг дачи. Однако настоящие спортивные соревнования потребуют некоторых доделок, особенно в сфере безопасности. Мы познакомились с одной из таких машин, подготовленной специально для участия в Can-Am Trophy и Чемпионате России по ралли-рейдам.

В качестве исходного аппарата владельцем был выбран BRP Maverick 1000 – мощный аппарат с отличными характеристиками.

Началось все с того, что аппарат привели в соответствие техническим требованиям, без которых не допустят к гонке. В пространственную раму внедрили полноценный каркас безопасности. Стандартная «клетка» не рассчитана на защиту экипажа при многократном опрокидывании, а спортивный каркас именно для этого и предназначен. Затем в машину установили спортивные сиденья, пятиточечные ремни, приборы раллийной навигации, и после этого багги получил необходимый допуск к гонкам.

 

_ASB05_2

 

Нижняя защита полностью закрывает днище машинки

 

_ASB06_1

 

Стабилизаторы поперечной устойчивости ограничивают артикуляцию подвески,
но проходимости и так более чем достаточно

 

ПО КОЧКАМ, ПО КОЧКАМ

Но вот ведь беда. Для утяжеленного каркасом безопасности багги Maverick стандартная колея оказалась узковата. SSV легко вставал на два колеса и норовил опрокинуться в поворотах. С помощью комплекта тюнинга – рычагов с удлиненными приводами – колею расширили примерно на 150 мм. И получили… «квадратную» машину: колея 1600 мм стала почти равна базе в 2300 мм. В скоростных поворотах это привело к потере устойчивости – «кибитку» разворачивало, она опять вставала на два колеса и норовила прилечь на бочок. Таким образом, вернулись к тому, от чего стремились уйти.

Расчеты специалистов компании Тhe-garage показали, что для получения нулевой поворачиваемости базу необходимо удлинить примерно на 450–500 мм. Ну и понеслось: раму порезали, всю подвеску отодвинули назад на требуемое расстояние. Заодно пришлось переместить и редуктор заднего моста. Это повлекло за собой и удлинение карданного вала – разрезали его трубу, взяли торсион от Mitsubishi Pajero, проточили его с двух сторон, запрессовали в эту трубу и обварили с двух сторон. Редуктор сместили еще дальше назад, чтобы уменьшить углы работы ШРУСов, которые находились в предельно возможных положениях. Задние рычаги у Maverick установлены как ласты у моржа – они смотрят назад под углом. Это позволяет подвеске лучше обрабатывать неровности на высоких скоростях. Но установка редуктора под таким же острым углом вообще ничем не оправдана.

 

_ASB48_11

 

В кабине расположены спортивные «ковши»,
оснащенные пятиточечными ремнями безопасности

 

_ASB45_10

 

Передняя панель полностью изготовлена заново
с учетом требований гоночного экипажа

 

Кроме того, специалисты The-garage перенесли точки крепления амортизаторов. Тюнинговые рычаги рассчитаны на установку штатных амортизаторов с определенной длиной хода. Это означает, что кронштейны крепления амортизаторов расположены примерно посередине рычагов. Но что мешает поставить более длинноходные амортизаторы? Взяли Fox, специально предназначенные для багги, подобрали нужные по длине и перенесли кронштейны их крепления поближе к поворотным кулакам. То есть к колесам. Теперь работа подвески изменилась до полной неузнаваемости, эффективность возросла примерно вдвое. Но для этих переделок пришлось всю заднюю часть рамы построить заново и привязать ее к каркасу безопасности, в конструкцию которого вмешиваться нельзя.

После задних амортизаторов взялись за передние. Они стояли под большим углом к вертикали, частично компенсируя отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости. Расположив новые стойки под меньшим углом к вертикали и ближе к поворотным кулакам, многократно увеличили эффективность передней подвески. Однако пришлось оснастить машину стабилизатором поперечной устойчивости – подошел стабилизатор от легковой Honda.

 

_ASB27_12

 

Все внешние панели крепятся к несущей раме на быстросъемных соединениях,
доступ к любой части багги осуществляется очень быстро

 

СПОРТИВНЫЕ ТОНКОСТИ

В гонке часто возникает необходимость быстро поддомкратить машину. В гоночные автомобили для этих целей монтируют «гидроноги». Легкие багги из-за экономии веса и места этого не позволяют. Здесь было найдено простое решение: рычаги оснастили специальными гнездами под домкрат – обычный винтовой от «Волги». Быстро и просто. На задних рычагах добавили защиты пыльников ШРУСов.

ОСТЫНЬ, ВАРИАТОР!

Известно, что у мотовездеходов в гонках есть самое слабое место – вариатор. Потому что, работая постоянно в режиме отдачи максимальной мощности, он неизбежно сильно нагревается. Это обычно приводит к неприятностям, связанным с выходом из строя ремня. Для борьбы с этим специалисты придумывают разные способы. Ставят дорогущие усиленные спортивные ремни, улучшают охлаждение. В нашем случае поступили жестко – помог авиамодельный опыт. Взяли импеллер от радиоуправляемого самолета. Это такой многолопастной винт в трубе, который вращается бесколлекторным электромотором со скоростью примерно 100 000 об/мин. Он, конечно, шумный и свистит, как турбина, но дует хлеще любого вентилятора. Его прикрыли фильтром – «нулевиком», чтобы мусор не засасывал, и теперь вариатор отлично обдувается.

 

_ASB49_5

 

Чтобы привести систему пожаротушения в готовность,
надо не забыть выдернуть страховочную чеку из огнетушителя

 

_ASB40_8 

 

Рычаги подвески оснастили гнездами для домкрата –
теперь замена колеса во время гонки занимает буквально секунды

 

_ASB29_9

 

Чтобы добраться до радиатора, нужно отсоединить
два разъема и четыре замка

 

_ASB30_6

 

Крепления амортизаторов перенесли ближе к поворотным кулакам,
а стойки расположили более вертикально

 

_ASB36_4

 

Стабилизаторы поперечной устойчивости
на гоночной машине нужны не для красоты

 

_ASB26_7

 

Крепления задних амортизаторов расположили ближе к колесам,
редуктор сместили дальше назад. Это уменьшило углы работы ШРУСов

 

ЗАМОРОЧКИ ПОД ЗАМОЧКИ

Всю электрику пришлось переложить заново. Провода убрали в гофры, защитили и закрыли. Заново разработали и изготовили из легких дюралевых панелей внешний обвес. Крепится он в основном на «быстросъемах», чтобы моментально снять любую внешнюю панель для получения доступа к нужной точке. Переднюю панель практически полностью изготовили заново. Из квадрат-трубы сделали каркас, обшили его дюралевыми панелями на винтах. Чтобы добраться до нужного места, достаточно немного поработать отверткой – и вся электрика у тебя под руками.

Машина оснащена огнетушителем. Главное, не забыть выдернуть чеку из него перед гонкой. Дернув за любую из ручек у штурмана или пилота, вы запускаете огнетушитель в работу. От него идет разводка на топливный бак, мотор и топливную систему. Именно мысли о возможной борьбе с огнем породили у экипажа желание заказать на свой Maverick дверцы. Оказалось, что отстегивать защитную сетку, по требованиям безопасности прикрывающую боковые отверстия, очень долго – быстрее выпрыгнуть через лобовой проем. Распашные дверцы открывать гораздо проще.

Топливные насосы были изначально расположены под сиденьями. В жаркую погоду они перегревались, топливо в них вскипало, в результате падало давление и терялась мощность. Проблему решили, поместив в топливный бак насосы погружного типа.

А для мониторинга движения машины в гонке багги оснастили GPS-трекером. Команда во время гонки видит, как и где движется «кибитка», и знает, куда высылать «техничку», если случится поломка.

 

 

_ASB12_16

_ASB09_14

_ASB10_13 

_ASB07_15

 

ДАВАЙТЕ ПРЫГНЕМ

Во время теста Maverick показал очень неплохую работу подвески. Несмотря на то что с настройками к моменту нашего испытания команда еще не успела поработать, багги отлично обрабатывал мелкие кочки на высокой скорости, при этом не допуская пробоев подвески при прыжках на трамплине. Даже приземляясь на «нос», машинка как будто прилипала к трассе и, даже не качнувшись, продолжала движение. В поворотах она стояла как влитая, послушно управляясь рулем и «газом». Настоящая раллийная машина, только с непривычно мягким ходом. Первая же гонка подтвердила, что в целом концепция себя полностью оправдала, и багги показал хороший результат.

Багги предоставлен компанией The-garage, www.the-garage.club

 

Метки: